Все они родные для меня, ни одна здесь буква не чужая, мы – один народ, одна семья
Часть летних каникул, как и многие школьники, я проводил в деревне. Свежий воздух, витамины, раздолье – основные доводы родных, отвозивших меня на малую родину в село Колосово Григориопольского района. Свое пребывание в гостях у деда Анатолия Исачкина помню удивительно четко, в красочных картинках и впечатлениях от впервые увиденного и услышанного.
Я был в окружении языкового суржика – русско-украинского и русско-молдавского. Многие слова были непонятны, хотя общий смысл осознавался предельно ясно. Вскоре освоил оба диалекта, чему очень радовался – интересно, где-то даже забавно. Но однажды меня поразило общение моей бабушки с ее подругой Фридой. Меня заворожила немецкая речь – как в кино про войну! Раньше «вживую» при мне никто по-немецки не говорил. Это было лето моих больших открытий. По дороге домой мне рассказали, что раньше это было немецкое село, которое называлось Бергдорф (Bergdorf – Горная деревня).
Великое переселение народов
Начало XIX века. Германия, раздробленная на сотни независимых княжеств и десятки имперских городов, крайне неудачно воюет с императором Наполеоном Бонапартом – поражение за поражением. Население юго-западной Германии в процессе непрекращающихся военных действий подвергается грабежам, насилиям, рекрутским наборам в армию. Нужда, лишения и страх смерти толкают простых людей к поиску лучшей доли, лучшей жизни.
Манифесты Екатерины II от 1762-1763 гг. и указ Александра I от 1804 г. обещают переселенцам из Европы на слабозаселенные земли Новороссии льготы, помощь, защиту, гарантию свободы совести для протестантов и лютеран. Уже в 1810 году подданными Российской Империи стало около 50 тысяч переселенцев из Германии, Венгрии, Польши и других европейских стран. Как указывают исторические документы, только «в Бендерском уезде насчитывалось 15 немецких поселений с численностью жителей более 100 душ».
Бергдорф двести лет назад
В первом десятилетии XIX столетия Корона, как значится в исторических источниках, в лице Попечительного комитета Херсонской губернии, в 1809 году пошла навстречу переселенцам и выделила им земли к северо-востоку от Григориополя в балке Черная долина. Так, 208 лет назад, на нашей земле появилась немецкая колония, которая вместе с поселениями, находящимися сегодня на территории Украины, составляла 14 населенных пунктов. В Черной долине появилось три немецких поселка: Глюксталь (Глиное), Нойдорф (Карманово), Бергдорф (Колосово), образовав колонию.
При переселении из Григориополя, подробно описанном коллежским советником фон Розенкампфом, тогдашний первый член Конторы Опекунства Новороссийских иностранных поселенцев, размышляя о преимуществах оного, выразился: «Это – ваше счастье» (Das ist euer Glück) и предложил в этой связи одобренное впоследствии властями название колонии – «Glücksthal» (Долина счастья). В дальнейшем была образована Глюкстальская волость с населением 7 тыс. человек.
На место современного села Колосово в 1809 году прибыло 68 семей из Вюртемберга, Пфальца, Эльзаса, Бадена, Прусской Польши, Венгрии, Гамбурга и Гессена, образовав поселение Бергдорф. Для начала новой жизни власти делали все возможное. Из исторических документов: «Переселенцы получили в кредит от Короны подъёмных 37432 руб. 67 коп., на водворение 47282 руб. 27 коп., на посевную – 2410 руб. Итого 87424 руб. 94 коп. в ассигнациях». Там же давалась и характеристика поселенцев: «Немецкие поселенцы отличаются особым трудолюбием, терпением, честностью и аккуратностью. Они положительны, но, вместе с тем, робки и медлительны».
Поселенцам государство гарантировало и обеспечивало ряд привилегий по сравнению с коренными народами Империи: свобода вероисповедания во всех проявлениях; освобождение от налогов и иных податей на 10 лет; освобождение от военной и государственной службы, а также многие другие финансово-имущественного характера. По истечении 10 лет проживания все колонисты получали равные с прочими подданными Российской Империи права.
Колосово сегодня
По-разному складывались судьбы жителей Долины счастья. Поселение росло, развивалось, пока на их новой родине был мир и покой. Первая волна эмиграции в США и Латинскую Америку произошла накануне I Мировой войны, вторая – в период и после Великой Отечественной. По официальным данным переписи населения СССР 1947 года, в Колосово не осталось ни одного жителя немецкой национальности. Однако это не совсем так. Многие просто боялись признаться – времена были непростые.
Сегодня о немецкой истории Колосово можно узнать только в музее, который с любовью создала краевед Наталья Шляховенко, она же – директор сельской школы, выделившая для музейного помещения часть школьной рекреации. Экспозиция для музея такого уровня достаточно большая и разнообразная. Сохранилось много старинных вещей, вывезенных немецкими колонистами со своей прежней родины: подсвечники, шкатулки, инструменты, холодное оружие и многое другое. Есть и предметы, которые создавали поселенцы уже в Бергдорфе, освоив этнические и местные ремесла. К примеру, черепица, на которой есть специальное клеймо на немецком языке, означающее место его изготовления, фамилию мастера или название ремесленного хозяйства.
Многие экспонаты я узнавал, словно слайды из детства. Как оказалось, я не ошибся. Многие реликвии в музей принес мой дед Анатолий Исачкин, на сегодняшний день – один из старейших жителей села, большой любитель истории вообще и истории своей малой родины в частности. В последние годы в Колосово приезжает множество иностранцев из Америки и Германии: кто-то составляет генеалогическое древо, кто-то просто захотел приехать на землю предков. Всех их направляют к деду Исачкину, у которого есть старая карта – план села «Bergdorf», где каждый дом подписан фамилиями тех, кто в них проживал. Нашел я на этой карте и дом своих предков, но это уже совсем другая история…
Изучая исторические документы о переселенцах в Российскую Империю начала XIX века, обратил внимание на бережность и участие, которые проявляли власти к новым гражданам – простым сельским жителям и ремесленникам, прибывшим за тридевять земель, как они сами говорили: «Мы от Германии дальше, чем от Луны».
На территории нашей республики не одну сотню лет совместно – в согласии и дружбе – проживали народы разных национальностей. Нет смысла перечислять даже некоторые из них. Каждый может продлить этот список от «А» до «Я» (от армян до якутов), вспоминая родственников, знакомых, друзей. Годы лихих испытаний и войн приходили в каждый дом, на каком бы языке там ни говорили. Вставали всем миром и стояли плечом к плечу. Так было, так есть, и мы это помним. Такой народ не сломить!
Анатолий Панин.