Домой Общество Компенсация. Мифы и реальность

Компенсация. Мифы и реальность

0

Денежные компенсации с виновников ДТП пострадавшим приходится ждать годами. И далеко не всегда дожидаются – даже если есть положительное решение суда, должники скрываются от судебных исполнителей или внезапно оказываются неплатежеспособны.

18 июня 2011 года в Тирасполе гражданин Я., ехавший на легковой машине, сбил гражданина Х., ехавшего на мопеде. Гражданин Я. был признан виновником ДТП, а гражданину Х. пришлось долго и дорого лечиться, а потом оформлять пожизненную инвалидность. После двухлетней волокиты уголовное дело было закрыто «за истечением сроков давности». Тогда гражданин Х. подал гражданский иск, и в ноябре 2013 года суд обязал гражданина Я. выплатить пострадавшему весьма существенную сумму плюс ежемесячно 2000 рублей. Кстати, пострадавший – пенсионер, и жена его тоже, и эти деньги для них совсем не лишние.

Но по стечению обстоятельств, которые иначе как странными не назовешь, арест на имущество виновника своевременно наложен не был. После этого неожиданно выясняется – нет у гражданина Я. никакого имущества, а машина, на которой он ездит, и вовсе принадлежит совершенно другому человеку.

С момента решения суда о выплате прошло 6 лет. Шесть лет! За это время гражданин Я. выплатил гражданину Х. около 10 тысяч рублей (да и то часть – имуществом). Это меньше 5% от долга. Платит по 200 рублей в месяц, да и то не всегда. Он ведь безработный, источников дохода у него нет, живет за счет жены. Так бывает, да.

И если бы это была одна история…

Пенсионерка Алла Т. на праздники поехала вместе с дочерью и зятем в село. Наняли машину, водитель – женщина. И уже когда возвращались домой, на повороте она не справилась с управлением, машина перевернулась, пассажиров выбросило из салона. Все трое оказались в больнице с тяжелыми травмами. Зятю и дочери пришлось лечиться в соседних государствах – у нас такие операции просто не делают. А это все деньги, и немалые. И вот что характерно – виновница аварии на адвоката деньги нашла, а на компенсацию пострадавшим – нет. Тут же выясняется, что живет эта дама на сущие копейки, прямо-таки образец бедности. Что с нее взять?

Однако заметим, что на иномарку как-то деньги нашла в свое время.

То есть механизм ухода от выплаты по решению суда однообразен и прост до примитивности. «Нет у меня денег, живу за счет жены (мужа)» – и все. В крайнем случае, суд ведь не мгновенно принимает решение, а за это время можно переоформить имущество на кого угодно. Машина принадлежит жене (а то и вовсе постороннему человеку, вот доверенность), квартира – родителям, и опять «ничего нет».

И что делать?

Как это в России

Теоретически, есть статья 1100 Гражданского кодекса РФ, по которой компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины в случаях, когда вред причинён источником повышенной опасности (тем же автомобилем). Есть и соответствующее постановление Пленума Верховного суда РФ, которое разъясняет правила применения этой статьи. Есть и статья 1069 ГК, которая предусматривает, что «убытки, причиненные действием (бездействием) государственных органов, подлежат возмещению за счет бюджета». То есть даже если должник успел переоформить имущество вследствие недобросовестности или нерасторопности приставов, то можно возместить убытки за счет бюджета.

Теоретически.

На практике же от судебных приставов, как от госслужащих, требуют в первую очередь работать на интересы государства. Например, взыскивать долги по штрафам ГИБДД, другие штрафы, которые могут пополнить бюджет. А вернул ли Иванов свой долг Петрову, государству по сути нет никакого дела.

То есть такая проблема есть не только у нас, но и в России. А в мире?

Как это «у них»

В так называемом «дальнем зарубежье» (во всяком случае, в его цивилизованной части) методов заставить должника платить существует немало. Например, в Канаде, Израиле и США неплательщика можно лишить водительских прав. Утверждают, что это очень эффективно, особенно в США, где права фактически заменяют паспорт. Могут отобрать лицензию на какую-либо деятельность (например, нотариуса или даже охотничий билет).

В Германии успешно применяется принудительная ипотека. То есть арестовывают (фактически забирают) недвижимость должника, сдают в аренду, доход идет в погашение долга. Выплатили все – возвращают. Кстати, так делают, если сумма долга превышает 750 евро, что совсем немного по европейским меркам.

А в Англии должника могут просто посадить в тюрьму. Когда гражданин отказывается от исполнения судебных решений или приказов или небрежно выполняет их в пределах отведенного для этого времени, оформляется приказ об его аресте. Причем посадить могут даже на неопределенный срок — до исполнения должником первоначального судебного решения или приказа. То же самое происходит, к слову, и в Штатах, и в Греции.

Кстати, «у них» очень сложно притвориться бедным. В Израиле, например, должник сам должен доказать свою платежеспособность, а если он этого не делает, считается, что деньги или имущество у него-таки есть. А значит, он не просто не хочет долги платить, а пытается обмануть уже государство. Последствия предсказуемы, да.

Еще в Америке есть такой метод, как продажа долга специальным организациям-коллекторам. Такая «продажа» должна быть специальным образом зарегистрирована в суде, выдавшем соответствующий исполнительный документ. Тот, кому были должны, получает согласованный платеж, а вот за должника берутся ушлые адвокаты и частные детективы. Вот такая форма воплощения  справедливости. Может, и спорная. Но она работает – ведь в итоге пострадавший получает реальные деньги (а не подачку), а именно это и было целью.

И что у нас

То есть получается, что взыскать что-то с виновника ДТП возможно только в странах «далекого  Запада». Но мы-то живем здесь. И пострадавшие, и должники, которые смеются над этими пострадавшими, и здесь, у нас, есть примеры, когда государство успешно решает похожие проблемы – с теми же алиментщиками. А что с остальными, не желающими платить долги?

 Вот что по этому поводу говорит Галина Антюфеева, заместитель Председателя Верховного Совета и председатель комитета по законодательству ВС ПМР:

– В последние несколько лет со стороны Верховного Совета предпринимаются активные правотворческие действия, направленные на своевременное взыскание денежных средств по исполнительным документам, в частности, по исполнению решений суда о взыскании имущественного и морального ущерба с виновников ДТП.

Так, уже вступили в силу изменения в Уголовный кодекс (статья 311), согласно которым лица, злостно не исполняющие, уклоняющиеся или препятствующие исполнению судебного акта, наказываются вплоть до лишения свободы на срок до 1 года. Должнику также могут ограничить выезд за границу или ограничить право на управление транспортными средствами до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

– Все эти меры, – продолжает Галина Антюфеева, – должны мотивировать должника к исполнению исполнительного документа в срок. Однако на практике, несмотря на постоянное совершенствование законодательства в данной сфере, действительно возникают проблемы с взысканием с должников средств по исполнительным документам. В этой связи депутатами Верховного Совета совместно с представителями иных органов государственной власти готовится законодательная инициатива, направленная на модернизацию законодательства в данной части и на обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания.

– И что это будет?

– Не раскрывая пока всего наработанного материала, хочу сказать, что эта инициатива предусматривает  возможность привлечения к ответственности неработающего должника в случае отказа от любой предлагаемой Единым государственным фондом социального страхования оплачиваемой работы вне зависимости от их специальности, профессиональной пригодности, образования (в том числе и общественные работы), а также размера заработка. Аналогичный механизм уже апробирован на примере злостных неплательщиков алиментов, и полагаем, что также будет эффективным и при взыскании задолженности по иным исполнительным документам.

Как сказано в Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы, «главной целью и принципами развития Приднестровского государства остаются политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость».

В то же время очень часто годами ждут своих компенсаций именно люди, которые не могут похвастаться высоким статусом, например, пенсионеры. То есть те, для которых социальная справедливость особенно важна.

И поэтому мы надеемся, что новый закон будет принят и вступит в силу как можно раньше.

Сергей ИРОШНИКОВ.

Exit mobile version