Вроде бы и село не такого отдаленного Григориопольского района, вроде бы и на слуху, но вот чтобы что-то рассказать о Ново-Владимировке до приезда туда – ничего бы не смог. Отправляясь в путь, ваш автор решил не изменять милой привычке: не созваниваться с сельсоветом заранее, не просить показать красоты села и расписать его героическую историю. Больше хотелось приехать в село незнакомцем, не раскрывать карты, не примелькиваясь, подслушивать разговоры, выспрашивать что-то вроде «как пройти в библиотеку» – в общем, строить из себя Шурика, который собирает сказки, легенды, тосты… Ладно, тосты зачеркнем – о них ниже. Жители Ново-Владимировки, конечно же, вмиг раскусили мой план и прознали во мне приезжего. Тем не менее это село меня многому научило – тому, что писать очерки нужно предельно честно.
Что тут у нас в Википедии? «Село Ново-Владимировка было основано в 1928 году. В советский период разрослось в связи со строительством свиноводческого комплекса. Здесь был организован колхоз «Дружба». В селе открылись начальная школа, клуб с киноустановкой, библиотека, медицинский пункт, почтовое отделение, детский сад, магазин». Словно с картинки учебника, где все улыбаются и поют песни народные. В жизни все иначе, тем более, сколько уж времени прошло с юности той «киноустановки». Иду по центральной улице села – Космонавтов.
Первым на моем пути встретился…нет, не Гагарин, а местный техник григориопольского «Водоканала» Иван Поята. Добродушный мужчина рассказал, что здесь живет вся его семья. «Хоть Бычок и больше нас в три раза, но у нас молодежь как-то по-своему ближе, многие остались жить в Ново-Владимировке, – продолжает Иван. – Хотя есть и разваленные, пустующие дома. Все-таки два города рядом с нами, можно развиваться. Плохо, что не работает свиноферма, нет рабочих мест». Некоторые царане из Молдовы, по его словам, продают дома в своих селах и покупают в наших – здесь дешевле.
Бычок и Ново-Владимировка – это из разряда локального соревнования. У населенных пунктов один сельсовет, расположенный в Бычке. Сравнивать, конечно, жизнь друг друга любят и те, и другие. Но без злобы – ни разу не услышал, будучи в обоих населенных пунктах, что-то нелицеприятное о соседях вроде «мост обязан ремонтировать мой сосед, товарищ Лопата» (из «Королевы бензоколонки»). Сравнивают жизненные уклады чисто из дружеского, «спортивного» интереса, тем более, что многие жители Ново-Владимировки работают в Бычке.
Спрашиваю у Ивана, кто из старожилов может рассказать об истории села. Он советует мне подняться на верхнюю улицу и постучать в «синие ворота с той стороны». Направляюсь туда. Синие ворота оказываются сразу у пяти домов. Так я и думал.
71-летний Яков Андреевич, родившийся в селе и проживший тут всю жизнь, говорит, что их село было основано переселенцами из Великоплоского. Впрочем, без особой уверенности в голосе. Главное, чтобы этот очерк не попался на глаза заядлым историкам, которые без труда бы обвинили меня в неточности. Как-то в рассказе о селе Бычок я упоминал, что «старообрядцы пришли сюда еще раньше, чем в Великоплоское». По другим данным, именно из Великоплоского они отправились уже на приднестровские земли. Большая часть поселилась в Бычке – он был ближе к Днестру. Гипотезы, они такие, гипотезы…
Федора Наумовича встречаю на верхней улице. Если продолжать тему космоса, то это местный мастер Йода (мудрый персонаж из «Звездных войн»). Родился он в Ново-Владимировке, однако, будучи военным, объездил всю страну. «Это кацапское село, – простодушно говорит мужчина, – из Великоплоского сюда приехали мои дед и бабушка. Тут я вырос, потом пошел служить, а обратно вернулся аж в 1990-е годы. Мать умерла, но здесь осталась жить тетка». И стар, и млад с ностальгией говорят о былых хозяйствах. Я еще много в этот день услышал и про скотоводческую ферму, и про свиноферму, и про подзабытый завод. Логично: если бы их восстановили, то, естественно, и работа бы появилась, не пришлось бы ездить в близлежащие населенные пункты. Рядом с селом действует новая небольшая ферма, но, по признанию сельчан, хозяин набрал исключительно свой персонал, не из местных. Продолжая тему, несколько лет назад около Ново-Владимировки высадили молодой лесопарк – в контексте Года экологии, думаю, о нем еще скажут.
Внук моего почтенного визави как-то спросил у него, почему раньше семьи рожали много детей, а сейчас – по одному-два максимум. Глядя на мой диктофон, Федор Наумович вспоминает программу, которую он смотрел по ТВ: дескать, сказали, что мобильные телефоны негативно сказываются на мужской потенции. Я уверяю его, что перед ним диктофон и бояться ему нечего. На этой шутке и расходимся.
Когда идешь по незнакомой улице, твое присутствие менее всего приятно сторожевым собакам. Они неистово лают на меня из-за заборов, привлекая внимание своих хозяев к подозрительному пришельцу. Так знакомимся с Виорикой. Сама она приехала в село из Малаешт, вышла замуж за местного парня и родила дочку. Ее муж работает в Красногорке, а она целыми днями сидит дома. Говорит, что хочется работать. Хоть за небольшую зарплату, но работать. Спрашиваю: «Как думаете, когда жизнь в селах вернется на круги своя?». – Девушка неуверенно улыбается, скорее, задавая мне ответный вопрос: «Через года три?». Мне остается только ободрить ее – да, через три.
В местном клубе активно проводят все праздничные мероприятия календаря. Его заведующая Татьяна Петровна рассказала, что в клубе занимаются порядка сорока молодых людей. Кстати, с транспортом до Бычковской школы все в порядке. Водитель «набивать» маршрутку и рисковать детскими жизнями не намерен, потому детей отвозят в два рейса. Такое бы отношение к пассажирам у городских шоферов, которые горазды набить в свой автомобиль по тридцать человек и просить «пройти в салон глубже».
Помещение холодное – нет отопления. «Просим, но пока увы и ах», – признается собеседница. Не так уж это и неожиданно – бывал я во многих сельских клубах, где слыхом не слыхивали об отоплении. Тем зажигательнее и веселее будут проходить танцевальные вечера.
Сотрудник почты Елена расказала мне, что читают в Ново-Владимировке. Отрадно, что выписывают и нашу газету, а кроме нее – районную «Дружбу» и неизменный «ЗОЖ».
А в центре уже кипит жизнь, жизнь торговая. Мини-базарчик работает полным ходом, на общение со мной у торговцев особого времени нет, потому я отправляюсь в магазин. В нем, кстати, вообще не продают алкоголь. Продавщица Оксана объясняет это тем, что село маленькое и вообще «так спокойнее». Тем более, что в любом селе найти вино или самогон – дело пяти минут.
Я не открою страшную тайну, если скажу, что пьянство – это бич любого современного села. Как у нас, так и в Молдове, России, на Украине. Просто об этом не пишут. Сколько я ни читал очерков о селах, везде песни, пляски, хороводы… но нет настоящей жизни. В городе «синяки» не так заметны, как в небольшом населенном пункте. Тут тоже встречаю двух граждан, которые с утра уже успели на встречу с зеленым змием. От комментариев они отказываются, впрочем, достаточно вежливо. А у магазина я встречаю Вову. Вид у него грозный, будто говорящий – «лучше не суйся». Но в душе он оказывается настоящим философом-стоиком, так что Вовой именовать его мой язык как-то больше не поворачивается. Владимир сам не отсюда, но он рассказывает мне о реабилитационном центре, который расположен в одном из домов села. «Люди, которые попали в искушение, пьют, гуляют и не могут остановиться, – продолжает он. – Я сам тут нахожусь полтора года, прошел реабилитацию. Не жалею, что так получилось. Пил очень много, был в ЛТП, не знаю, что бы со мной случилось, если бы не попал в центр».
Анатолий Татаринов – социальный работник и духовный наставник, рассказывает, что здесь могут обрести пристанище социально нестабильные, те, которых надо научить жить в обществе, те, кто желает вернуться в реальный мир.
Последний случай – некий дедушка, блуждавший в приграничном районе голодным и плохо одетым. Рассказал, что у него четверо детей, и они отказались от него. В Ново-Владимировке он получил приют. Анатолий на этом примере показал, что если человеку сложно справиться со своей зависимостью, он погибает, то он может прийти к ним и попробовать начать новую жизнь.
Не зря все-таки центральная улица села называется улицей Космонавтов. Для меня Ново-Владимировка показалась некоей орбитальной станцией, обитатели которой осваивают приднестровский космос. Обычные люди с обычными историями – техники и продавщицы, экс-алкоголики и владельцы небольших хозяйств. Жизнь без прикрас, искренние улыбки, но с хитрым прищуром. Дни становятся длиннее, а потому и работы прибавляется.
Андрей ПАВЛЕНКО.
Григориопольский район.