Ее незаметно стали называть Еленой Михайловной, но она с этим борется, ей это не нравится. Просит звать просто Леной.
Цветы – ее слабость, любовь и работа. «Сколько помню себя, столько они со мной, – говорит Елена. – У дома, где раньше жила, был палисадник с тюльпанами и георгинами. Еще и с мятой, запах которой, кажется, не перестает преследовать и сейчас».
Елена Внодченко – коренная тираспольчанка. Улицу Христо Ботева, где жила раньше, не по-городскому тихую, уютную, весной всю белую от цветения вишен, помнит, любит и сейчас, считает самой лучшей. Сюда при удобном случае торопится забежать на часок – столько здесь осталось знакомых… И в каждом дворе, на улице – море разных и простых, как у всех в округе, цветов…
В «Орхидее», любимом для многих жителей столицы торговом центре, Лена старожил. С первого дня продает здесь цветы. Таких бутиков, как у нее с напарницей Олей, много, и товар, вроде, ничуть не отличается от того, чем торгуют в других, но покупатели почему-то отдают предпочтение Лене и Ольге.
– У них цветы с улыбкой в придачу, – услышала случайно и тут же убедилась: женщины помогали подошедшему покупателю выбрать букет, делая это неторопливо и ненавязчиво, в приподнятом настроении.
– Конечно, важно знать, кому и по какому случаю дарят цветы,-делилась Лена. – Мужчинам – одни, женщинам – другие, и возраст имеет значение, и кто кем приходится. По мне, так и цвет глаз виновника торжества имеет значение. Голубоглазой даме советую розы белые, можно желтые, или абрикосового, яблоневого отлива, а тем, у кого глаза карие, темные, предпочитаю предложить ярко-красные или бордовые. Еще и аромат следует учесть: есть пряный, пьянящий, с тонким и нежным шлейфом… Рыцарям розы дарить не рекомендую, больше – ирисы, герберы, гладиолусы… И передавать в руки букет без улыбки никак нельзя – ведь это цветы, – отметила собеседница.
Слушала Елену и думала, как тепло отзывается она о своей работе. Так, наверное, может только человек, который любит и хорошо знает свое дело. И если о любви что-то уже ясно (она тянется из детства, исходит от голубого колокольчика в палисаднике у дома), то компетентность пришла с годами. Она складывается из опыта других и личной заинтересованности узнавать новое. В этом, не скрывает, ей помогает собственная библиотека о цветоводстве и всезнающий Интернет. Лена знакома со многими авторами профессиональных сайтов, с некоторыми мечтает встретиться, хочет увидеть их питомники и оранжереи, роскошные магазины и маленькие неповторимые бутики. И техникум коммерции, который окончила заочно, тоже служит подспорьем в работе – там училась науке торговать. То, что техникум окончила не совсем в юные годы, не скрывает и этим гордится. Считает, что полученные знания непременно пригодятся, и в будущем она сможет открыть свой цветочный магазин.
– Но это будет немного погодя,- делится Лена. – Сейчас главное – мальчишек своих, сыновей, на ноги поставить. У меня их трое: Максим с Лешей работают и заочно учатся в нашем университете, оба спортсмены, на турнирах по кикбоксингу даже в Европе не раз выступали. Максим пояс чемпиона привез. А мизинец, Вовчик, – на втором курсе в Суворовском училище, хочет быть военным. Он весь в папу, моего главного помощника мужа Вову. Я и им горжусь – в 92-м он в Бендерах молоденьким солдатиком защищал Приднестровье. Я еще тогда решила выйти за него замуж. Мои мужчины – это мои самые красивые цветы, и они для меня ни с кем и ни с чем не сравнимы.
Лена привычно улыбнулась.
Лилия ТЕРЕНТЬЕВА, г. Тирасполь.