Домой Культура Литература – проекция понимания мира

Литература – проекция понимания мира

0

Его нестандартное выступление на конкурсе художественного слова «LOGOS» в Дубоссарах стало поводом для многих споров. А первая книга «Жизнь изменившие», вышедшая в одном из издательств Одессы, вызвала ажиотаж. Впрочем, не осталась без внимания и вторая его книга – «Тропы».


О творчестве, поисках себя и жизни в Китае, куда молодой дубоссарский писатель Егор Баркарь попал по объявлению и где сейчас преподает детям английский язык и физкультуру, о методах борьбы с коронавирусом и преступностью, и поговорили.

Беседа проходила в городской библиотеке в форме онлайн.

Егор, вы приняли участие в конкурсе художественного слова «LOGOS», посвященном памяти известного поэта, нашего земляка Анатолия Ивановича Красницкого, где выступили с авторским эссе, наполненным патриотизмом, подлинной любовью к человеку. Почему решили участвовать?

– Мне стало интересно попробовать себя, тем более были определенные правила, чему должно соответствовать содержание. Это было очень далеко от того стиля, в котором я писал, но для разнообразия, для пробы пера не будет лишним испытать себя в совершенно другом жанре литературы.

 Мне очень понравилось участвовать в конкурсе, находиться на сцене. Во время репетиции, чтобы усилить драматический эффект, мне предложили добавить звуковое сопровождение, что и сделал. Я очень доволен результатом, и зрители в зале тоже.

– Как вы в целом относитесь к литературе? Есть ли любимые авторы и произведения?

– Примерно до 8-го класса я не любил читать, всю школьную литературу осваивал через силу, ради оценок. Потом случайно прочел отрывок из произведения Ремарка «Три товарища». «Проглотив» его, подумал, что было бы интересно прочесть всю книгу. Вот так я и познакомился с автором, который стал моим любимым. У него кардинально отличался стиль письма, темы, которые он затрагивал, все абсолютно другое. Даже то, что касалось Второй мировой войны, было не таким, как привычно преподносилось в нашем кинематографе и литературе.  Нравится М. Булгаков, в студенческие годы – Чак Паланик, Рей Бредбери, Джордж Мартин.

Молодым необходимо читать. Многие из них жалуются, что школа не готовит как следует ко взрослой жизни. Художественная литература как раз этим и занимается. Потому что она, по большому счету, проекция понимания автором мира. Фильмы и литература, рассчитанные на подростков, утверждают: «Ты все можешь». И создается иллюзия, а реальная жизнь окрашена в серые тона и более прозаична.

Классику нужно читать, чтобы понимать: мир не такой добродушный, как нам кажется, когда мы учимся в школе.

– Ваша первая книга «Жизнь изменившие» вполне могла бы стать сценарием к одному из фильмов Тарантино, много крови, жестокости. Расскажите о ней и о том, что подтолкнуло к ее написанию?

– «Жизнь изменившие» стала своего рода сублимацией, которая была мне необходима на тот момент. В моей жизни была тяжелая эмоциональная ситуация, и она выплеснулась в книгу.

Однажды мне приснился сон, ставший основой диалога между главными героями, когда один из них поставил другого перед выбором: «Либо ты убьешь кого-то, либо я убью твою семью». Во сне словно я сам стоял перед этим тяжелым моральным выбором. Проснувшись, обдумал это, решил выплеснуть накопившийся стресс на бумагу. Позже готов был довести написанное до полноценного рассказа, затем понял, что если добавить в него личные переживания, мысли, философские идеи, то вполне может получиться книга. Ее написание заняло около четырех месяцев.

С «Тропами» сложилась совершенно иная ситуация. Идея, заложенная в этот рассказ, могла максимально раскрыться в жанре «фентези», позволяя раскрыть и моральную, и религиозную сторону, добавляя немного экшна. Если «Жизнь изменившие» была сублимацией, то эта книга представляет поиск чего-то, что мне необходимо найти.

– «Жизнь изменившие» поднимает вопросы морального разложения общества, яркие описания некоторых сцен будто погружают читателя на дно жизни, о котором и говорить не принято было до недавнего времени. Вы сумели себе ответить на вопрос, как бороться с насилием?

– Борьба с насилием является задачей государства, которое должно жесткой рукой наводить порядок.  Проживая в Китае, я обратил внимание, что уровень преступности тут снизился за последние 10 лет. Везде установлены камеры видеонаблюдения, и где бы ни был, ты находишься под наблюдением. Если кто-то совершает преступление, его легко найти. Сами китайцы говорят, что жизнь стала гораздо безопаснее, не страшно ходить ночью по улицам.

Многое из технических новшеств помогло Китаю в борьбе с вирусом Covid-19. У каждого есть программа, используемая при общении, для финансовых операций, также она отслеживает передвижение людей. Во время пика эпидемии всех сканировали. Если кто-то заразился, его код загорался красным светом, а людей, контактировавших с ним, – оранжевым. Таким образом легко отследить всех, кто был в зоне риска, и их изолировали. С одной стороны, меры довольно жесткие, с другой, на примере Китая, мы видим, что это имеет свои положительные результаты.

– Вопрос выбора красной нитью проходит через оба произведения. Как вы думаете, выбор –  это всего лишь дорога, которой придется пройти?

– Об этом как раз и старался рассказать.  Разумеется, иногда выбор бывает верным и неверным, если рассматривать его с точки зрения морали.

Все, что происходит в нашей жизни, это его последствия, и поэтому он играет важнейшую роль в нашей жизни. Нужно понимать, какой выбор мы делаем, для чего, к чему это приведет, и что случится, если ты что-то не так сделаешь. Мы выбираем каждый день, каждый час. И даже маленький выбор ведет к какой-то глобальной цели.


Людмила МОТЫНГА, заместитель директора ЦБС Дубоссарского района и г. Дубоссары. 

Фото из открытых источников.

Exit mobile version