Смотреть или не смотреть?
Когда мы услышали слова героя одного из популярных фильмов: «Скоро ничего не будет, кроме телевидения, – ни библиотек, ни театра – ничего!», то, конечно, всерьез их не приняли. А зря!
Не понимаю…
Телевизор у многих есть уже в каждой комнате, и каждый член семьи может смотреть свою передачу. Однако выбор небольшой: либо мы смакуем очередной кулинарный урок (по всем каналам нас учат готовить и круглосуточно кушать!), либо смотрим фильмы с бесконечным насилием и показом кровавых сцен, либо очередной сериал, где о главном герое можно судить по названиям: «Домработница», «Сиделка», «Парфюмерша», «Гувернантка», – ах, какой масштаб, какой творческий замысел! Вот они, ориентиры для молодежи! А зачем ей знать, что есть еще профессии строителя, металлурга, цементника, кузнеца, токаря и тракториста? Нет, ну есть, конечно, и другие киногерои – валютная проститутка – «Интердевочка», которая продавала себя в знак протеста против существующего режима. По замыслу авторов фильма, эта проститутка – самый положительный герой в картине. Вот так.
Сюжеты фильмов также не отличаются особым разнообразием: свекровь –монстр, лучшая подруга – предательница и дрянь, милиционеры и прокуроры – продажные сволочи и подлюки, которые помогают отрицательным героям… Нам с экранов словно внушают, что мы хуже, чем есть на самом деле, приучают, что подлость, жестокость и унижение – это нормальное явление. Зачем? Значит, кому-то это нужно…
А как вам названия современных фильмов: «Умирать не страшно», «Убей меня нежно», как будто смерть – приятное развлечение! Вот где отрава для молодого мозга.
О насилии в современных фильмах можно говорить бесконечно, но это факт: жестокость и кровь льются нескончаемой рекой с экранов телевизоров. Сюжет закрутят так, что зрители будут рады убийству, пусть даже самому жестокому. Люди, особенно молодежь, привыкли к смерти в фильмах, а в реальной жизни также были бы готовы нажать на курок.
Еще в 1999 году американский военный психолог Дэйв Гросмен заявил: «Показы насилия на ТВ запускают у детей и подростков те психические механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. Способность убивать не возникает сама собой – в ней нет ничего естественного. Этому надо учить. На военных занятиях мы вырабатываем условный рефлекс. И точно это же телевидение делает с нашими детьми…».
То, как показывают на телеэкранах историю нашей страны, заслуживает отдельного разговора. За последние годы мы узнали о личной жизни, кажется, всех исторических персонажей советского времени. Конечно, очень интересно зрителю знать, какие любовники (и любовницы) были у известных писателей или политических деятелей, сколько было золота и бриллиантов у покинувших этот мир звезд эстрады, сколько у них было внебрачных детей – ах, как интересно! От подобных творений порой тошнит, но все продолжается по-прежнему – историю страны наша молодежь познает из-под юбки очередной персоны…
Однако я не помню ни одной передачи, где бы рассказали, как в 1925 году, через четыре года после окончания гражданской войны, полуразрушенная страна открыла пионерский лагерь на берегу моря для детей рабочих и солдат – «Артек». Расскажите! Нет желающих. Если показывают передачи о нашей истории, то только в неприглядном ракурсе, о хорошем – ни слова! Почему же правда, которую хотят донести авторы телепередач зрителям, такая однобокая?
О том, как показывают события военного времени, можно сказать словами ветерана Великой Отечественной войны Иосифа Трофимовича Войта: «Я не мог смотреть фильм «Штрафбат» – плакал: как все исказили! Я воевал, потому что больше жизни любил Родину, а не из страха быть застреленным своими же! А в фильме героями сделали зэков, и пытаются внушить, что именно они – главные творцы Победы… Куда это годится?».
В советское время было снято немало прекрасных фильмов о войне – «Баллада о солдате», «Белорусский вокзал», «Два бойца», «Летят журавли», однако на телеэкранах который раз крутят все тот же «Штрафбат» и подобные поделки, от просмотра которых остается такой тяжелый осадок на душе. Начинаешь сомневаться: а была ли наша история такой героической, было ли оно, героическое прошлое нашей Родины? Может, это и есть главный замысел современных режиссеров – предать забвению героическую историю нашей страны?
Когда мы говорим о цинизме и равнодушии молодежи, не надо далеко искать причину – она рядом. А ведь телевидение сегодня выполняет важнейшую социальную задачу – формирование мировоззрения у подрастающего поколения. И от того, каким вырастет новое поколение, и зависит наше будущее.
Мои оппоненты могут возразить: да разве можно так огульно – эти передачи нехорошие, эти фильмы плохие?! А как, по каким критериям определить, какие фильмы хорошие, а какие – плохие, какие несут добро, а какие – зло?
На этот вопрос как-то очень доступно и просто ответил мне мой сын, который на подобный вопрос дал исчерпывающий ответ: «Посмотришь хорошее кино, и после просмотра хочется выйти на улицу и сделать что-то очень хорошее. А то, бывает, посмотришь фильм, и хочется выйти на улицу и дать кому-то в морду». Вот вам и критерий понятия, что такое хорошо и что такое плохо!
Очень интересно узнать: а что думают наши читатели по этому поводу?
А пока они думают, включите, пожалуйста, фильм «Девчата» или «Весна на Заречной улице»…
Дина Листюгина.