Год литературы – и приднестровский
Как известно, в России уходящий год проходил под знаком литературы.
Год литературы – замечательный повод не забывать о том, что всемирный масштаб русской культуры во многом определяется значимостью для человечества русского художественного слова. Ведь когда, например, король Испании в своей королевской речи о мировых языках на первое место ставит языки Сервантеса и Толстого, когда в обязательную для изучения программу американских школ включены произведения Гоголя, Достоевского, Толстого, Булгакова и других великих русских писателей, это наглядно подтверждает простую истину: Русский мир немыслим без русской литературы.
Впрочем, знаковое событие, недавно состоявшееся в Приднестровье, даёт возможность и приднестровцам считать себя хоть в какой-то степени причастными к Году литературы. Только-только, под самый занавес уходящего 2015 года, вышел в свет новый номер журнала «Литературное Приднестровье». Формат издания остался прежним, перейдя по наследству от альманаха, с завидным постоянством выходившего ежегодно на протяжении вот уже более 15 лет. Отрадно, что государство, несмотря на все сложности, нашло возможность поддержать выпуск журнала. Было бы горько, если бы связующая нить художественного слова, которая на протяжении десятков лет ткётся приднестровскими литераторами, прервалась. Ведь из таких ниточек и формируется необъятное полотно единого культурного пространства. Не потому ли именно этими смыслами оказалось наполнено обращение к читателю председателя правления союза писателей Приднестровья Валерия Кожушняна с красноречивым заголовком «Кровная связь». Показателен и эпиграф из Фёдора Михайловича, предпосланный Валерием Ивановичем к своему обращению: «Ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы жить, а для чего жить». Разгадке этой великой тайны посвящены многие страницы нового «Литературного Приднестровья». Читательского внимания заслуживают рассказы Андрея Белозёрова. Безусловно, это новое, высокой художественной пробы слово о Бендерской трагедии 92-го года. Точна в развитии сюжета, психологически выверена «Гастарбайтерша» Татьяны Бурлаку. Интересны проза Александра Вырвича, документальные воспоминания Григория Волового, публицистика Сергея Багнюка. А есть ещё произведения известных российских коллег по перу, приднестровская классика – стихи Дрожжина, Крапчана, Красницкого, Ткачёва, рубрики поэзии, критики, авторов, пишущих на молдавском, украинском языках. В общем, есть что почитать, над чем поразмыслить. Есть чем подтвердить: Год литературы не только российский, но и приднестровский.
Роман Кожухаров, корреспондент