Домой Общество Малый бизнес и государство: антагонисты или партнеры?

Малый бизнес и государство: антагонисты или партнеры?

0

Как мы уже говорили в прошлых публикациях, между бизнесом и государством существуют объективные противоречия. Главная цель предпринимателей – получение максимальной прибыли. И она будет тем большей, чем меньшими будут издержки бизнесменов при ведении дела. Но вполне очевидно и то, что от большей прибыли предпринимательского класса государство получит больше налогов и других платежей для выполнения социальных обязательств перед гражданами. Это говорит о необходимости создания для предпринимателей благоприятных условий ведения бизнеса. Крути-не крути, обнаруживается прямая зависимость – будут богаче бизнесмены, будет богаче государство, общество. Тогда уж не надо будет через день призывать бизнес к социальной ответственности, достаточным будет уже того, что он сполна платит налоги. В этом, наверное, и заключается его ответственность перед социумом.

 

 

Таковы основные принципы капитализма со времен Адама Смита. А ведь именно в периоде его зачаточного состояния мы находимся, разве четверть века – это для истории срок? Бизнес окончательно не сформировался, у нашего еще нет тех традиций, которые в той же Западной Европе формировались столетиями. На него негативно воздействуют как внешние факторы кризисного характера, так и элементы внутренней неурегулированности. В совокупности они привели к тому, что, по данным органов регистрации и нотариата ПМР, за первые шесть месяцев текущего года число зарегистрированных юридических лиц (филиалов и представительств) в сравнении с таким же периодом 2014 года, на который пришелся пик развития малого предпринимательства, уменьшилось на 40%. Получается, что тех, кто рискует и начинает новое дело, стало меньше. К тому же еще и количество прекративших деятельность предприятий увеличилось на 50%. Красноречивым свидетельством сужения этого сектора экономики, своеобразным маркером состояния деловой среды является объем инвестиций в основной капитал. Он неуклонно падает: в 2015-м размер инвестиций составил 1160 млн руб., что на 20% меньше рекордных цифр 2011 года, когда объем инвестиций превысил 2058 млн руб.

Особый разговор о взаимоотношениях по линии «предприниматель – контролер». Не знаю, может, это наши национальные особенности, но боюсь предположить, что контролирующих и надзирающих нельзя приписать к консультантам и помощникам предпринимателей. Чего уж греха таить, не слишком они ладят между собой. Между ними наблюдаются, скорее, антагонистические противоречия, чем сотрудничество и взаимодействие. Как в мультике про волка и зайца: первый всегда догоняет, второй –убегает. Первый в бизнесмене видит исключительно нарушителя, второй в первом – «бяку», которая непременно хочет «сдоить» его и немного «покошмарить». О каких инвестициях, что внешних, что внутренних, можно говорить в этой ненормальной ситуации. Наверное, ситуация достигла такой остроты, что приднестровское государство учредило уже институт уполномоченного по защите прав предпринимателей – бизнес-омбудсмена.

События последних месяцев, вызванные валютным кризисом, в очередной раз подтвердили: кроме негативных факторов они обнаруживают потенциал для развития, в частности, местного производителя. В условиях внешних ограничений наступило то самое время, когда государство, общество, в том числе бизнес, ищут и находят внутренние, ранее скрытые резервы, на которые в другое, более благополучное время, не обращали внимания. Именно в такие периоды, и именно малый и средний бизнес, не раз демонстрировал, что способен оперативно перестраиваться, гибко видоизменяться, освобождать и занимать свободные и создавать новые рыночные ниши. Трансформации в условиях экономической турбулентности налицо. Это как в физическом законе: ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда, иными словами – «природа не терпит пустоты».

Да, очевидно, что те, кто эту «природу заполняет», сталкиваются с немалыми трудностями. «Уж на сковородке» – самая, наверное, точная характеристика действий людей дела в кризисных ситуациях, условиях нестабильности на внешних и внутреннем рынке. В такое время речь идет уже не о развитии, а об элементарном выживании – сохранить бы бизнес, самому сохраниться и стоящих за тобой наемных работников, ведь кризисы не вечны. Даже потрясшая планету в 30-х годах XX века великая американская депрессия, длившаяся 9 лет, и та, в конце концов, закончилась. Да еще как – ростом американской экономики. Да таким, что сегодня она самая мощная в мире.

Конечно, у любого предприимчивого человека, рискнувшего заняться собственным делом, есть немало желаний, которые бы он хотел осуществить, реализовать, с этими надеждами он и идет в бизнес. Но вопрос в ином – насколько у него для этого есть возможности. В реальной жизни желания зачастую не совпадают с возможностями. Возможности – это те самые условия для ведения хозяйственной деятельности, которые призваны создавать для предпринимателей органы государственной власти, объединения работодателей и другие структуры. И тогда не будет у нас стенаний по поводу слишком низкой доли малого и среднего бизнеса в формировании внутреннего валового продукта (ВВП), которую все мы, общими усилиями, пытаемся увеличить, да что-то не очень получается. Почему не получается? Этим вопросом кто только ни задается. В последние месяцы, правда, находится все больше ответов на самые злободневные вопросы. Что же в активе совместной работы по улучшению бизнес-климата в республике?

Неоспоримо, что в последнее время органы госвласти предприняли определенные усилия для принятия решений, способствующих облегчению участи малого и среднего бизнеса. В текущем году по распоряжению Президента приостановлено проведение плановых проверок хозяйствующих субъектов, которые волей-неволей отвлекали бизнесменов от того, чем они должны заниматься по определению – создавать материальные блага и оказывать услуги. В числе «ушедших в историю» – так называемый «налог на убытки» для организаций, у которых 70% выручки поступает от реализации собственной продукции. Снижена плата за предпринимательский патент, выдаваемый на определенные виды хозяйственной деятельности; с года до трех продлен срок его действия. Кроме того, одно из вступивших в силу изменений в действующее законодательство предоставляет индивидуальным предпринимателям возможность осуществлять деятельность по местному патенту в рамках одной административно-территориальной единицы, но без привязки к месту жительства (прописки). Ранее те, кто желал работать не в том городе или районе, в котором проживает, вынуждены были покупать более дорогой республиканский патент, дающий право трудиться на территории всего Приднестровья.

Далее, упрощение административных процедур в сфере аттестации и обучения работников и руководителей предприятий, рабочих мест. Расширен перечень предприятий, обладающих статусом резидентов производственных свободных экономических зон (call-центры). В дополнение к этому введен новый тип свободных экономических зон – туристско-рекреационные.

Однако у малого и среднего бизнеса нерешенных проблем больше, чем решенных. Примечательным моментом при этом является то, что не успеют предприниматели и власти совместными усилиями решить существующую проблему, как нередко появляются новые. Часть из них вызвана внешними факторами. Их производными являются проблемы внутренние. И эту цепную реакцию нередко бывает очень сложно остановить. К примеру, владельцы торговых центров, сдающих помещения в аренду, сейчас стоят перед постоянной дилеммой: на фоне снижения покупательского спроса удерживать или понижать плату? Удержишь – лишишься арендаторов, снизишь – смысл в занятии бизнесом исчезнет. Вот так и подает им постоянно Уильям Шекспир голос из «прекрасного далека» – быть или не быть?

Риэлторы констатируют резкое падение рынка коммерческой недвижимости, спроса на нее, даже притом что цены на аренду снизились в 2, а в некоторых случаях и в 2,5 раза. В качестве примера обратимся к ситуации в столице. Самыми престижными и популярными в Тирасполе считались торговые центры «Минск», «Тирасполь», «Мега Дом». Ранее стоимость аренды квадратного метра в них составляла в среднем 25 у.е. в месяц. Сейчас же она буквально «упала» до 10-15 долларов за «квадрат». Но даже при этом спрос падает, бутики закрываются, торговые центры пустеют. По данным некоторых экспертов, отслеживающих состояние рынка коммерческой недвижимости, сейчас пустует около 30% торговых площадей. Не потянув арендной платы, салон швейцарских часов «Година» и популярный магазин обуви «Четыре сезона», располагавшиеся в самом центре столицы по адресу: пер. Набережный, 1, съехали. Первый – в торговый центр «Тирасполь», второй – в торговую сеть «Башмак», что на той же главной улице города, но чуть подальше от центра. В новые торговые помещения (всего 18 стандартных магазинчиков), расположившиеся напротив рынка «Колкотовый», предприниматели заселялись достаточно длительное время. Все это время висело объявление с одним и тем же тривиальным для нынешних времен текстом «Аренда… и телефон». До сих пор не работают пять павильонов. И так по всем городам и весям республики, причем тем хуже, чем дальше от столицы.

Снижение покупательной способности населения, как следствие, падение спроса на товары и услуги оставляет не только крупный, но и малый и средний бизнес финансово обескровленным. Раньше предприниматели имели возможность для продолжения ведения собственного бизнеса использовать оборотные средства своего предприятия, какой бы направленности оно ни было. Сейчас предпринимательская деятельность попросту невозможна без того, чтобы «перехватить на время деньги». Кредитные же учреждения в условиях, когда на счетах предприятий и депозитных вкладах населения денег становится все меньше, тоже начинают взвешивать – дать кредит или не дать? Они, как и арендодатели, тоже не хотят лишаться прибыли – она основа их деятельности, фактор снижения рисков при осуществлении банковской деятельности. И все при этом в ожидании худших времен, в периоде накопительства на «черный день». А разве он не наступил? Но, с другой стороны, если кредиторы пожадничают, то механизм взаимного обогащения попросту не запустится – не будет средств ни у заемщиков, ни у кредиторов. После этого и в самом деле поверишь, что «все мы в одной лодке».

Скукоженный внутренний рынок, низкий потребительский спрос, неуклонное снижение количества тех самых потребителей, массово выезжающих за пределы республики на ПМЖ или на заработки, подвигает наших предпринимателей пытаться осваивать рынки соседних государств. Но это еще труднее, чем решить внутренние экономические проблемы. Главный фактор неудач на пути освоения чужих рынков – непризнанность нашего государственного образования. Чтобы поставлять товары или услуги на соседние рынки Молдовы и Украины, необходимо или создавать там новое юридическое лицо, работать по законам этих государств, или открывать филиалы, или искать фирму-контрагента, которая бы продвигала интересы нашего экономического агента в своей стране за определенную плату. Все это накладно, дорого, связано с большим расходом ресурсов, в том числе временных и человеческих. В откровенных беседах те, кто хотел и пытался проникнуть на соседние рынки со своим товаром или услугой, признаются: «Нам так и говорят: «Даже не «рыпайтесь», тут уже все рыночные ниши заняты, все перераспределено, оставайтесь у себя, ничего у вас здесь не «выгорит».Так что пока только остается констатировать наличие незащищенности, в том числе юридической, отечественных предпринимателей на рынках Молдовы и Украины. Понятно, что все это создает дополнительные сложности в деятельности приднестровских экспортеров, служит непреодолимым пока барьером на пути наших товаров за пределы Приднестровья.

 

САВВА МОРОЗОВ.

Exit mobile version