Кто мог еще год назад подумать, что человечество окажется в подобной ситуации? Вряд ли нашлись бы предсказатели. Простому человеку необходимо иметь мужество поверить в то, что происходит сегодня (нет, это не сон), и сделать все, что в его силах, чтобы предотвратить распространение инфекции – соблюдать жесткий карантин. Другое дело врачи. На их плечах куда более серьезные задачи, которые смогут решить лишь настоящие герои.
И в мирное, обычное, время их труд – далеко не сахар, а сегодня они вообще, что называется, «на передовой». Аллюзий с военным временем не избежать – наши медики действительно на передовой войны с коронавирусом. В республике стартовала акция «Врач-доброволец», и каждый, у кого медицинское образование, может оказать помощь в лечении больных COVID-19.
Минздрав по поручению Президента обратился к медикам с призывом помочь в борьбе с коронавирусом. Кадровый резерв пока есть, однако как врачи-специалисты, так и средний медицинский персонал могут помочь Приднестровью в борьбе с опасной инфекцией, подчеркивает начальник управления правовой и кадровой политики МЗ ПМР Елена Шептикина. Само собой, самоотверженный труд и добровольное желание подразумевают соответственную оплату. Напомним, премьер-министр Александр Мартынов подписал постановление, которое увеличивает размер надбавок для медицинского персонала, задействованного в лечении больных коронавирусной инфекцией. Так, врачам, которые трудятся в инфекционном госпитале на базе Слободзейской ЦРБ, повысят доплаты до 1000 РУ МЗП (7800 руб.), для среднего и младшего звена – до 500 РУ МЗП (3900 руб.). Вырастет заработок и работников иных организаций здравоохранения, непосредственно контактирующих с пациентами, подозреваемыми на наличие инфекции либо у которых подтвержден COVID-19.
В последние дни к акции «Врач-доброволец» присоединились еще шесть медиков. Среди них есть как опытные, так и молодые специалисты, все они приступили к работе в госпитале Слободзеи. Заведует местным отделением пришедший добровольцем врач-инфекционист Юлиан Малкосян. 12 лет он работал в республиканской клинической больнице, окончил ПГУ им. Т. Г. Шевченко. «Если мы все будем отсиживаться в сторонке, то эта инфекция придет и останется, – делится он своими мыслями. – Мы будем сидеть по домам, не выйдем ни в кино, ни в театр, дети не будут ходить в школу. Все должны участвовать в том, чтобы «выгнать» заразу из республики».
Реакция родственников – отдельная тема для разговора. «Жена плакала, – признается Юлиан Васильевич. – Гордится мной, но переживает, потому что опасная инфекция. Я как врач каждый день контактирую с пациентами, и не с одним, а с десятью-пятнадцатью, как и наши доктора».
К слову, все врачи, работающие в карантинном центре Слободзеи, живут в оздоровительном комплексе «Днестровские зори». Здесь созданы все условия для комфортного проживания медицинского персонала ЦРБ. Мера эта вынужденная, но справедливая: чтобы упредить контакты врачей со своей семьей. Как говорил выше Юлиан Малкосян, всякое может быть. Врачи осознают, что в «Днестровских зорях» жить они будут до окончания карантина. И это не просто «се ля ви» – это ответственное понимание гражданина, врача, патриота своей высокой роли. А родные дождутся и не забудут, равно как не забудут их подвига и пациенты.
Одним из первых записался в добровольцы Владимир Жерлицын. Последние пять лет он работал врачом «скорой помощи» в столице, но его основная специальность – врач-инфекционист. «Я работал на ликвидации вспышек различных инфекций, вспышки дифтерии, а также вспышки холеры на юге России и юге Украины, – рассказывает он. – Сложности были, потому что мы прекрасно помним девяностые годы, когда нарушились контакты, в том числе профессиональные, когда были сложности с обеспечением диагностическими средствами, врачебными препаратами. Тем не менее врачи выдержали». Его опыт в данных условиях очень важен. «Это новый подвид коронавируса, – считает он. – Коронавирусы впервые были выявлены еще в 1965-1975 гг. COVID-19 несколько отличается, он агрессивнее. Специфического иммунитета против данного вируса нет, неспецифический надо повышать. Это здоровый образ жизни, нормальное питание… Не поддаваться панике, поменьше негативных эмоций».
Александр Казакевич – пока единственный детский анестезиолог-реаниматолог, отправившийся добровольцем в Слободзейскую ЦРБ. Его стаж работы – 9 лет. «Это моя профессия, работа, долг, – скромно отвечает он. – Нельзя было не откликнуться. Конечно, призыв к гражданам сидеть дома очень правильный, это нам действительно поможет избежать пика. С остальным, я думаю, справимся».
На вопрос, волнуются ли за него родственники, Александр честно отвечает: «Знаете, есть, наверное, высокие слова, а есть реальный взгляд на вещи. Конечно, у родственников особенные отношения и они испытывают особенные чувства. Без этого не обойтись».
На этом список добровольцев не заканчивается. Молодая Кристина Ширина – врач-педиатр, Мария Егорова – инфекционист, Александр Лыков – терапевт. Есть среди желающих прийти на помощь и фельдшеры, медсестры, санитарки. О них мы еще расскажем – как бы это патетично ни звучало, страна должна знать своих героев.
Бывают, конечно, такие случаи, когда в конечном итоге человек передумывает и отказывается ехать работать в коронавирусный госпиталь. И их тоже можно понять. Побороть в себе двоякие чувства, связанные с опасной болезнью, подчас не могут и простые люди, что уже говорить о врачах. Сегодня государство вместе с минздравом предпринимают все необходимые меры, чтобы обезопасить труд врачей. Так, сотрудники Слободзейской ЦРБ получили специальные защитные костюмы. Такими же костюмами будут оснащены и другие лечебные учреждения во всех городах и районах республики. Нынешний апрель станет для наших врачей, пожалуй, самым сложным и решающим периодом в борьбе с COVID-19.
Андрей РАДЛОВСКИЙ.