Ломая голову над тем, как начать материал о Приднестровском государственном цирке, перебрала множество вариантов, пока не прочла строчки из песни «Цирк», которую когда-то исполнил знаменитый на всю советскую страну Олег Попов. Любимый клоун в музыкальном повествовании давал очень яркое и точное описание цирку: «Цирк, цирк, цирк – это детства удивленные глаза…» или «Цирк, цирк, цирк — это вечный праздник взрослых и ребят, это сила, это ловкость, это труд, а, поверьте, путь к победе очень крут». Как говорится, в десяточку! Ни убавить, ни прибавить.
Придя в себя после увиденного, четко решила: обязательно познакомлюсь и пообщаюсь с этими «чудо-человеками». Сказано – сделано!
Моим проводником в мир цирка стала заместитель директора по творчеству ГУ «ГКЦ «Дворец Республики» Александра Черний, режиссер двух последних представлений: «Волшебная пудра» и «Новый год в цветочном городе». «С цирковыми коллективами раньше не работала. Стало интересно попробовать совместить режиссуру с цирковыми номерами. Руководитель цирка с удовольствием восприняла эту идею, и началась кропотливая работа. Костюмы, музыкальное сопровождение, оригинальный авторский сценарий. В целом, на подготовку ушел месяц. Мы постарались, чтобы представление было приближено к спектаклю, единому действию. Считаю, у нас это получилось. Цирковые оказались замечательными актерами. В планах глобальный проект –световое шоу. Это не совсем детское представление. Безусловно, эффекты детям будут интересны, но смысл будет понятен больше взрослым. Работа уже кипит. Премьера планируется на июнь. Уверена, будет здорово!» –рассказала Александра.
Цирк – это мир с особыми людьми
Далее мое общение продолжилось с художественным руководителем Приднестровского государственного цирка Еленой Соколовой и её коллегами, которые, к моей радости, один за другим стали прибывать на репетицию.
Елена Юрьевна рассказала, что на сегодняшний день в коллективе работают 14 человек. В репертуаре цирка акробатические номера, разнообразная эквилибристика (эквилибр на вольностоящей лестнице, эквилибр на катушках, на тростях), пластика, игра с хула–хупами, оригинальные виды жонглирования, в том числе силовое, антипод (жонглирование ногами), воздушная гимнастика, трансформация (переодевания во время номера), кор–де парель – воздушный номер на канате, кольцо, сетка, иллюзион, дрессированные животные, весёлые клоунские репризы, йога. Наряду с традиционными формами цирковых программ в репертуаре коллектива сюжетные эстрадно–цирковые представления. Их тематика разнообразная. Каждый год появляется что–то новое.
«А где готовят будущих цирковых?» – поинтересовалась я. «В цирковых студиях, которых в республике семь. Кстати, они пользуются большой популярностью среди детей и молодежи. Мы поддерживаем связь с каждой из них. Можно сказать, знаем, кто чем дышит, у кого какое направление, возможности. Набор в государственный цирк ведется с 18 лет», – пояснила Елена Соколова, которая, как выяснилось в процессе общения, воздушная гимнастка и до сих пор выполняет сложнейшие номера. «В цирке с 1999 года. Обучалась в Тираспольской цирковой студии. Боюсь ли я высоты? Конечно, же нет. Выполнить «мостик» на невысоком столе страшно, а воздушные элементы – нет».
Делом своей жизни считает цирк и Ольга Романова, исполнительница номеров с хула–хупами. «С 7 лет занималась в цирковой студии в Первомайске, затем был Киевский цирковой колледж. Конечно, родители были категорически против выбранного мной пути. Мама хотела, чтобы я стала врачом. Сейчас смирились, деваться им некуда», – смеется Ольга.
О специфике цирковых костюмов рассказала художник по костюмам Елена Литвинова, которая уже больше двух лет создает неповторимые образы артистам. «Работа над цирковым костюмом сложная, специфическая. Не любой швейных дел мастер сможет реализовать задуманную идею. Необходимо знать особенности ткани, их износостойкость. К тому же концепция номера целиком и полностью влияет на внешний облик наряда, который продумывается до мелочей».
«Знакомьтесь, ещё наш артист, Бантик, как всегда с плюшкой», – представила Елена Соколова вошедшего в кабинет мужчину. «По ходу у меня нет личной жизни», – посетовал Олег Райлян, он же веселый клоун Бантик. В этот момент захотелось закричать от восторга, как ребенок: «Ура, ура, клоун!», и тут же засыпала Олега Степановича вопросами: «Когда, как и почему вы стали Бантиком?». «Ну почему все задают только этот вопрос? Давайте я лучше расскажу об истории создания нашего цирка». «Согласна, но потом обязательно историю возникновения Бантика», – парировала я. «Так вот, у истоков нашего цирка стояли два человека – Иосиф Хотинский, выпускник Московского циркового училища, и Владимир Головачев. В советское время для повышения уровня культуры населения и обеспечения его досуга появилось много народных самодеятельных коллективов, в том числе и цирковые. В начале 90–х годов было принято решение создать один хороший цирковой коллектив, который мог бы гастролировать и работать. 19 марта 1993 года на базе Бендерской детско–юношеской студии циркового искусства был основан Приднестровский государственный цирк, который располагался в ДК им. П. Ткаченко г. Бендеры. В 1996-1997 гг. базой цирка служил зал швейной фабрики «Вестра» г.Бендеры, затем один из кинозалов кинотеатра им. Горького г. Бендеры. В 2001 году цирк был переведён в Тирасполь в ДК «Современник» (позже ГУ «ГКЦ «Дворец Республики»). В 2007 году цирк перешел под эгиду ГУ «ГКЦ «Дворец Республики». С 2001 по 2006 гг. директором и художественным руководителем была Ольга Барышникова, а с 2007 по 2013 гг. – Николай Загоруйко».
«А теперь про Бантика расскажите, пожалуйста», – попросила я. По всей видимости, Олег Степанович понял, что от меня просто так не отделаешься, поэтому начал свой рассказ: «В цирк попал в 16 лет, вернее, не попал, а случайно оказался. Попробовать себя в роли клоуна предложил Иосиф Хотинский, который встретил меня на улице. Так как я не исключал идею стать артистом, предложение принял. На следующий день с тапочками и спортивным костюмом прибыл в цирк. Через три дня уже выступал на Дне пожарного, показывал репризу «Мама, я умираю». Не могу сказать, что цирк меня зацепил, осознание этого пришло несколько позже, но было очень интересно, к тому же и коллектив был замечательный».
«Интересно, а ваша супруга не связана с цирком?» – как будто что–то заподозрив, спросила я. «Как не связана?! Связана. Сейчас она придет и всё расскажет». После этих слов, как по волшебству, в кабинет вошла Алена Райлян, она же неизменная спутница Бантика – Ленточка. Моему щенячьему восторгу не было предела. Собираясь на интервью, я и представить не могла, что удастся пообщаться с таким количеством артистов. Ленточка оказалась в цирке тоже волею случая. «В цирковой школе занималась сестра, я же ходила в художественную школу и на танцы. Однажды пришла посмотреть, чем она занимается в цирке, и задержалась там на 25 лет», – смеется Алена Алексеевна. «Начинала с фокусов, затем пробовала себя в разных жанрах. Ленточкой стала не сразу. Вообще, я человек достаточно закомплексованный и по своему психотипу не гожусь в клоунессы. У Олега это от природы, он балагур, весельчак, душа компании. Ему нравится быть в центре внимания, а для меня это неестественно, в жизни я больше зритель, чем актер. До сих пор удивляюсь, как я вообще осталась в цирке».
«Так почему всё–таки Бантик и Ленточка?» – не унималась я. «Образ Бантика родился в 1992 году, его придумал режиссер. На эту мысль натолкнул его сшитый из того, что было, сценический костюм, который был буквально «усыпан» бантиками, ленточками, а в качестве финальной точки – на шее большой бант. Образ Ленточки возник в 1998 году в новогоднем утреннике. По сценарию, у Бантика должна была появиться умная спутница, которая помогала ему в различных ситуациях. Этой спутницей стала я, Ленточка. Потом наш дуэт пригласили на Бендерское телевидение, а затем и в цирк», – рассказала Алена Райлян. Кстати, и дети этой милой супружеской пары тоже не представляют свою жизнь без цирка. Старший сын Антон некоторое время выступал в качестве клоуна, сейчас занимается шоу мыльных пузырей, а младший очень гордится тем, что его мама и папа – клоуны.
И счастлив я, что цирк мне – дом родной
Задавать каждому артисту вопрос, что для него значит цирк, не стала, всё и так понятно, цирк – это их призвание и образ жизни. «Без него, конечно, можно прожить, но никто не пробовал. Несмотря на трудности, мы всё равно продолжаем работать, такие вот оптимисты-мазохисты», – шутят артисты.
Без преувеличения можно сказать, что цирк – один из опасных для здоровья видов искусства. Прежде чем выйти на сцену и поразить зрителей невообразимыми трюками, артисты ежедневно и упорно тренируются, доводя до совершенства свое мастерство. Ошибок и промахов быть не должно. Только представьте: силовой жонглер с завязанными глазами жонглирует гирями весом 16 килограммов, воздушные гимнасты выступают без страховки, хрупкие девушки ходят по битому стеклу, гвоздям. Мы уверены, с ними ничего не произойдет, хотя бывает всякое. Но зритель никогда об этом не узнает, даже если произошел надрыв мышцы, проколоты стопы и спина. Они отработают, с улыбкой поклонятся и только за кулисами расплачутся от боли. И вы думаете, после этого они завяжут с цирком? Никогда! Ведь он для них – это жизнь.
Ирина Круглова.