Летим в Голландию. В самолете большинство пассажиров, как и я, из наших постсоветских краев, называют эту страну именно так. Но в авиабилетах, на печати в загранпаспорте, фиксирующей прибытие, и просто в разговорах, начиная с аэропорта, привычно употребляется другое слово – Нидерланды. Почему так происходит, что за путаница?
ПЕТР I «ВИНОВАТ»
Нидерландами именуют королевство в Западной Европе, а Голландией его начали называть русские по примеру Петра I, который, приехав в две из двенадцати провинций страны – Южную и Северную Голландию, изучал их, чтобы потом у себя повторить заграничные инновации. О них по возвращении домой по тому времени продвинутый царь немало рассказывал своей свите, но при этом не упоминая настоящего названия королевства. Вот так в сознании россиян именем «Голландия» стала величаться вся территория Нидерландов, и «неправильность» прочно закрепилась и среди потомков тех, кто проживал раньше на территории Российской Империи, позже СССР. Передалось всем тем, кто говорит по-русски. Остальной мир знает данное королевство как Нидерланды.
С января прошлого года правительство страны приняло решение отказаться от названия «Голландия» и в дальнейшем использовать лишь Нидерланды. Власти не устраивает, что их государство чаще всего ассоциируется с употреблением наркотиков и кварталом красных фонарей в Амстердаме и намерены подобным маневром стимулировать экспорт, туризм и спорт. Стране необходим более унифицированный и скоординированный национальный бренд, и вот уже год слово «Нидерланды» в обязательном порядке фигурирует в официальных документах, в речи государственных чиновников, дипломатов, телеведущих, преподавателей… Пропаганда единственного названия страны – Нидерланды – входит в одну из важнейших задач государства.
И вот он, Эйндховен, – международный небольшой по своему размеру аэропорт. И город, который славится высокими технологиями, пришедшими сюда еще в 1891 году с открытием всем знакомой компании Philips Известный бренд города – гигантские фуры и компактные грузовики компании DAF. Хорошо знают его и благодаря гранту европейского и мирового футбола – клубу «ПСВ»… А какое это чудо – побывать в музее современного искусства, насчитывающего более трех тысяч произведений Фрэнсиса Бэкона, Пабло Пикассо, Энди Уорхола и многих других! И не посетить его – значит не побывать в Эйндховене, что мы и сделали. Конечно, побывать в музее стоило хорошего ужина в ресторане. Мы решили обойтись бургером, но увидеть красоту…
В Эйндховене не встретишь сплошь и рядом протекающие каналы, ветряные мельницы и словно пришедшие из детской сказки разноцветные домики. Но они, пусть и в небольшом количестве, все-таки есть и расположились в основном на его окраине. Эйндховену почти 800 лет, и живут в нем двести тысяч человек. Это промышленный и современный, я бы сказал, модерновый город.
Нельзя пройти мимо и другого здания, выдержанного в том же фантастическом стиле и напоминающего летающую тарелку, которое было построено по инициативе и при активном участии главы компании Philips лет этак тридцать назад и изначально являлось музеем науки и техники. Однако спустя годы, ввиду появления таких центров в других городах, популярность его заметно снизилась, и в итоге он перестал быть так же востребованным. Сейчас используется как место для проведения публичных мероприятий.
PHILIPS ВСЮДУ
Если это здание вынуждены были перепрофилировать, то другое, ставшее еще одной достопримечательностью Эйдховена, живет и процветает. Имею в виду музей компании Philips, с которой здесь неразрывно связано многое, если не все. История становления данного концерна – фактически история самого города. Музей расположен в оригинальном здании, сочетающем в себе элементы старой фабрики и современных стеклянных конструкций. Экспозиция представляет самые значимые вехи в жизни фирмы: от маленького семейного предприятия, производящего электрические лампочки, до международного концерна, создающего музыкальную и бытовую технику, сложное медицинское оборудование… 9 евро стоит билет в музей. Это самая низкая цена на подобные мероприятия в Нидерландах, которую установила сама фирма, и не в ущерб себе. Пройдя выставочные залы и ознакомившись с экспозицией, еще больше убеждаешься в авторитете продукции концерна и хочешь приобретать только ее. И я, находясь под впечатлением от музея, не задумываясь, купил себе зубную электрическую щетку. И не какую-нибудь китайскую, а самую что ни на есть фирменную.
А второй вещью, купленной здесь мною, страстным любителем футбола, был шарф футбольного клуба «ПСВ» – той самой знаменитой команды, в прошлые годы победителя Лиги Европы и Лиги чемпионов, в которой сегодня выступает тираспольский «Шериф». Кстати, ФК «ПСВ» – это тоже детище концерна Philips. Клуб был создан в 1913 году, и в нем играли его работники.
Стадион легендарной команды искать долго не пришлось – он оказался рядом, в центре города. Этот день для болельщиков «ПСВ» выдался траурным: их любимый клуб крупно проиграл «Фейернорду», другой нидерландской команде, всегда неудобной ему. Расстроенные, мягко говоря, фанаты толпой шли по улицам города, сняв с шеи шарфы клуба, показывая тем самым себя еще больше поверженными. Бесполезно было спрашивать, где бы я мог приобрести такой, как у них, красно-белый шарф. Их тяжелое настроение, казалось, передавалось всем жителям небольшого города. И все же я самостоятельно, без подсказки дошел до стадиона – большого, вместимостью 35 тысяч человек, но какого-то по-домашнему уютного. Не зря, подумал, на нем проводились финалы значимых европейских чемпионатов. Узнал, что здесь есть музей команды «ПСВ», и поспешил туда. И какая была радость (ее поймут фанаты футбола) – увидеть трофеи клуба, памятные фотографии, майки игроков и многие другие экспонаты, раскрывающие его историю от заводской команды компании Philips до одного из ведущих клубов Европы.
Об увиденном я потом с восторгом рассказывал своим попутчикам, но, к сожалению, скоро понял, что это их мало интересовало, ведь не все так любят футбол и все то, что с ним связано. Им очень хотелось познакомиться с Нидерландами не только цивилизованными, но и с той самобытной страной и народом, которые привлекали многих еще издревле. И спасибо нужно сказать девушке на ресепшене гостиницы, которая посоветовала нам посмотреть так называемую «Доисторическую деревню». Это место находилось в пару километрах от отеля Tulip in airoport, в которой мы остановились, и добраться до него можно было даже пешком. То, что там увидели, не могло не потрясти. В деревне воссоздан дух старой Голландии, там нам дали лук, мы стреляли из него, видели, как мастерски трудились кузнецы, нас угощали едой, приготовленной на открытом огне, мы наряжались в старинные костюмы и становились теми людьми, которых изображали на своих картинах Ван Гог, Рембрандт…
Александр ОЛЬГИН.
Продолжение следует.
Фото автора.