Говорят, газета живёт лишь один день. Утверждение более чем спорное. В исторической перспективе именно периодические издания позволяют заглянуть в день вчерашний.
Зачастую для исследователя газета является едва ли не единственным источником информации о делах давно минувших дней. Перелистывая их пожелтевшие страницы, испытываешь какой-то особенный душевный трепет.
Борис Горбатов, известный в годы войны советский писатель, в апреле 44-го с удостоверением специального корреспондента «Правды» прибыл в освобождённый Тирасполь. В тот же день его переправили на Кицканский плацдарм. В газете, которую он представлял, вскоре появился его очерк «Тирасполь наш».
Потом с днестровского плацдарма появился в «Правде» очерк Бориса Полевого, не менее популярного тогда фронтового журналиста, в «Комсомолке» – Юрия Жукова, в «Красной Звезде» – Вадима Кожевникова. Спустя годы вышла книга «Пядь земли» Григория Бакланова, который сам в звании рядового участвовал в боях за Кицканский плацдарм.
… За каждой строчкой военных публикаций встают люди, чьи мужество и самоотверженность поражали тогда, поражают и сейчас. Строки дышат такой верой и таким гневом, что невольно проникаешься их внутренней силой.
Пожалуй, особенно памятно пребывание на Кицканском плацдарме выдающегося советского писателя Александра Фадеева. Сведения об этом спустя десятилетия доносят до нас ветхие от времени страницы дивизионной газеты «На врага!».
Александр Фадеев появился на Кицканском плацдарме перед началом Ясско-Кишинёвской операции.
Заметки в записной книжке писателя: «…Степь в крупных холмах. Возвышенность, как стол. Пирамидальные тополя. Красивые смуглые молдаванки. Гроза в степи. Сады, сады… Идут бои на Днестре. Всё время ухают пушки.
– Поездка в молдаванское село Кицканы… Богатое село, хаты, крытые черепицей, иногда цинком, часть очеретом. По углам, и по низу, и под крышами – синенькие полосы. Виноградники на взгорье. …Мутный Днестр среди старых дубов, тисов и вишен. Плавни (вот откуда буки). Служба по-молдавански.
Настоятель – родственник патриарха в Бухаресте. Дипломат. Глаза умные. Холеная борода. Бывший офицер царской армии времен русско-японской войны. Был ранен. Имел награды. В монастыре сорок лет. Лицо человека, ведшего здоровый и воздержанный образ жизни».
Одной из целей визита писателя были встречи с солдатами и офицерами, участвовавшими в освобождении шахтёрского городка Краснодона, ставшего известным всему миру по деятельности подпольной организации.
188-я Нижнеднепровская Краснознамённая стрелковая дивизия занимала тогда небольшой участок обороны на Кицканском плацдарме южнее Тирасполя. 22 мая проходило совещание ветеранов дивизии или, как в то фронтовое время называли, слёт бывалых воинов. Дивизия только что получила пополнение, и молодые воины с глубоким вниманием слушали рассказы героев минувших боёв. Но вот начальник политотдела дивизии полковник Г.Н. Шинкаренко предоставляет слово автору известных книг «Разгром» и «Последний из Удэге». На импровизированную трибуну, наспех сооружённую в Кицканском лесу, в военной гимнастёрке, перетянутой ремнями портупеи, с орденом Ленина на груди, взошёл человек и обратился к присутствующим:
– Товарищи! Разрешите мне от себя лично и от имени всех советских писателей передать вам, славным воинам дивизии, о которой знает вся страна, пламенный сердечный привет! Здесь собрались люди большого опыта, природной сметки, народного ума. Таких у нас много. Десятки тысяч родилось их за время Великой Отечественной войны…
Речь писателя на слёте записал заместитель редактора дивизионной газеты «На врага!» Е.И. Новиков. В том же номере опубликовано письмо Александра Александровича Фадеева, адресованное бойцам и командирам соединения.
Интересная беседа завязалась между А.Фадеевым и тогда в редакции комсоргом 573-го стрелкового полка, активным военкором газеты старшим лейтенантом Лисовым, слава о ратном подвиге которого в дни Ясско-Кишинёвской операции прогремела по всему фронту. В том же номере, где были напечатаны речь и письмо писателя, публиковалась и его статья «Комсомольцы учатся», которую, придя со слёта бывалых воинов, вычитывал перед выпуском.
А. Фадеев пробежал тогда взглядом опытного журналиста-писателя оттиск второй полосы и сказал улыбаясь:
– А ведь у военкора и писателя получилось замечательное творческое содружество – статья и письмо рядышком! А сама статья-то комсорга, признаться, звучит актуально, в унисон содержанию всего номера.
Комсорг П. Лисов вскоре погиб в бою, а Е. Новиков в послевоенное время проживал в Москве. Номер же газеты тогда целиком был посвящен урокам наступательных боёв, пропаганде боевого опыта бывалых воинов, вскоре успешно применённого всем личным составом дивизии в ходе победоносной Ясско-Кишинёвской операции.
Она началась 20 августа 1944 года. Разгорелись ожесточённые бои за село Хаджимус, высоту 150… На третий день сопротивление врага в районе г. Бендеры было сломлено. 23 августа в 7 часов 30 минут утра в оставленный фашистами город вошёл сводный отряд, состоящий из воинов 93-й и 223-й стрелковых дивизий под командованием подполковника Е.И. Ермакова.
Из книги В.И. Перстнёва «Жаркий август сорок четвёртого».