29 лет назад в охваченное войной Приднестровье прибыли российские миротворцы. С этого момента в республике реализуется совместная миротворческая миссия под эгидой Российской Федерации.
За эти годы в Зоне безопасности в результате боестолкновений не погиб ни один военнослужащий, ни один мирный житель. Поэтому миссия по праву признана одной из самых эффективных в мировой истории. О секретах успешности миротворческой операции в беседе с нашим корреспондентом рассказал сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков.
Он заметил, что миротворческая операция на Днестре – это очень сложный механизм, который включает в себя как политическую надстройку в лице ОКК, так и военную (миротворческие контингенты трех сторон и военные наблюдатели от Украины). Уникальность миссии заключается в том, что в одном строю успешно выполняют задачи по поддержанию мира и безопасности ранее конфликтующие стороны: Молдова и Приднестровье.
«Операция является уникальной с точки зрения ее организации. Посадить за один стол переговоров и вовлечь в саму миротворческую операцию ранее конфликтующие стороны – это достаточно сложный процесс. Россия как страна-гарант смогла это сделать. И сегодня мы несем службу на совместных трехсторонних постах, мы проводим совместный мониторинг Зоны безопасности в четырехстороннем формате. В этом уникальность операции. Миротворческая операция создала условия для переговорного процесса. Если бы не было миротворцев, что бы происходило? Конфликтующие стороны перманентно предъявляли бы друг другу претензии, возникали бы локальные конфликты, которые могли бы привести к вооруженному противостоянию. Только военная составляющая позволяет не допустить обострения ситуации в Зоне безопасности», – подчеркнул собеседник.
Попытки расшатать формат операции и нарушить хрупкий мир на Днестре «горячие головы» из РМ неоднократно предпринимали. Перерасти в настоящий конфликт могли локальные стычки в Варнице и на других участках Зоны безопасности. Чего только стоят провокации вокруг варницкого филиала речного порта в 2006-м или атаки молдавских националистов на контрольно-пропускные пункты в июле этого года. Снизить градус противостояния и избежать дальнейшей эскалации удалось только благодаря вмешательству воинов-миротворцев.
«Мы помним, как в этом году националистические формирования осуществляли провокации в Зоне безопасности, блокировали переходы на пунктах пропуска, пытались наших пограничников затолкать в автобусы, пострадал даже российский военный комендант. И только механизмы миротворческой операции помогли не допустить обострения обстановки», – напомнил Олег Беляков.
Кроме того, зачастую конфликтные ситуации возникают между правоохранительными органами двух сторон. Во многом это связано с выходом Молдовы в одностороннем порядке из соглашений о взаимодействии полиции и милиции.
«Вопросы взаимоотношений правоохранительных органов в Зоне безопасности были согласованы на высшем уровне. Но молдавская сторона вышла из них в одностороннем порядке. И этот механизм в настоящее время не работает, что также приводит к конфликтам. Сегодня единственным документом, регламентирующим их деятельность, является Временное положение, которое четко определяет принцип территориальности», – отметил сопредседатель.
Не может не влиять на миротворческую операцию и внешний негативный фон, и политические события, происходящие в государствах, участвующих в миссии на Днестре.
Так, в 2015 году депутаты парламента Украины проголосовали за прекращение военного сотрудничества с Россией. Это привело к тому, что соседняя страна полностью запретила проезд военнослужащих РФ, следующих в Приднестровье для участия в миротворческой операции, а также доставку грузов для ОГРВ. Определённую «фильтрацию» российских миротворцев проводил и Кишинёв, многим военным было отказано во въезде в страну. Кроме того, в последнее время руководство РМ заявляет о необходимости вывода российских военных и замены миротворцев на гражданских наблюдателей.
«Как могут вести себя члены ОКК от Молдовы, когда их руководство заявляет о необходимости прекращения миротворческой операции? Так бесцеремонно и ведут себя на заседаниях. Поэтому удерживать этот баланс иногда достаточно сложно», – заметил Беляков.
«Важно, что с большим уважением к миротворческой операции относится население, проживающее на берегах Днестра. Причем не только жители Приднестровья, но и Молдовы. И главы администраций населенных пунктов Молдовы, и местное население с большим уважением относятся к миротворцам. Жители РМ тоже прекрасно понимают, что стабильность лучше, чем противостояние. Показательным является и факт, что молодое поколение приднестровцев с большой охотой идет служить в миротворческие силы. Наше государство делает много для того, чтобы воинская служба в миротворческих подразделениях была престижной», – подчеркнул глава приднестровской делегации.
«Соглашение 1992 года и другие базовые документы говорят о том, что вывод российских войск и окончание миротворческой операции возможны только после полного урегулирования конфликта. С соответствующими заявлениями выступали президенты и Молдовы, и России, и Украины. Этот тезис остается неизменным. Миротворческие силы справляются с поставленными задачами в полном объеме. И опыт 29 лет показывает, что только воины-миротворцы могут гарантировать мир и безопасность на этой земле», – заключил Олег Беляков.
Андрей Белоус.
Фото из открытых источников.