Домой Экономика Онлайн-кассы. Взгляд с этой стороны

Онлайн-кассы. Взгляд с этой стороны

0

Прошло 12 дней, как приднестровские предприниматели, которые работают на упрощенной системе, по закону обязаны установить онлайн-кассы.  Налоговая провела обучающие семинары, список наиболее часто задаваемых вопросов на сайте оператора фискальных данных вырос с 2 до 18 – казалось бы, все решено и все ясно. Но кассы подключили далеко не все. Почему?

Индивидуальный предприниматель Роман, работает на упрощенной системе. Онлайн-кассу не установил.

– Почему так?

– Ищу термопринтер. То есть они есть, но меня цена не устраивает. Да и саму программу установить не могу – у меня и телефон, и планшет Apple, а с ними эта программа не работает. Надо либо телефон, либо компьютер другие как-то найти.

– А когда вы узнали о том, что нужно подключать онлайн-кассу?

– Да буквально в июне, в конце.

– Были проблемы при регистрации на сайте?

– Нет. Только один вопрос  – адреса, где будет стоять онлайн-касса, нет в базе данных.

– В базе «Агропромбанка»?

– Нет, они сказали, что это не их база, а то ли паспортного, то ли еще какая-то. С моей пропиской вопросов не было, но адреса помещения, где будет касса, сама точка реализации  (я арендую),  в базе нет.

– Не смущают разговоры, что касса работает через Интернет, но требуют точное место, где она будет стоять?

– Это не смущает. Я человек законопослушный, а в законе написано – должна быть указана точка реализации. Ну и укажем, раз надо. Тут другое странно – почему данные о моих продажах идут не прямо в налоговую, а сначала в «Агропромбанк». И многие (предприниматели. – Прим. ред.) тоже об этом спрашивают.

– А вы были на семинарах от налоговой?

– Был. Но чисто из любопытства. Мне и так все понятно, как что работает.

– Бесполезное мероприятие?

– Нет. Если мне это не нужно, то кому-то другому нужно. То есть кто-то может и сам разобраться, а кому-то объяснять надо. И потом, я ведь еще сам принтер не подключал, может, еще вопросы будут.

– Почти личный вопрос. Почему выбрали именно упрощенную систему, тут ведь платежи самые большие?

– У самозанятых и на патенте виды деятельности ограничены, и то, чем я занимаюсь, там не указано. Ну, так получилось. А на «упрощенке» таких ограничений нет. Отчет – в конце года, в налоговую надо сдать выписку из банка и с кассового аппарата. Как по мне, вполне удобно.

– То есть получается, что эта онлайн-касса вам поможет в плане той же отчетности.

– Да.

– А что будете делать, если сейчас зайдет человек и захочет купить все, что у вас на складе?

– Не вопрос. Рассчитается, когда оформлю онлайн-кассу.

Наталья, индивидуальный предприниматель, кассу не оформила. Зарегистрировалась на сайте, не может получить сертификат – что-то не получается. По словам Натальи, не получается уже третий день – «сертификат не дают, говорят, что мы должны сами сделать».

Тут же звонит тем, кто этот сертификат выдает. Через пару минут выясняется – проблема с Интернетом.  И нужно было не в «Агропромбанк» звонить, а 11-98, потому что оператор при всем желании не сможет изменить настройки на компьютере Натальи.

Это типичный случай. А что думает по этому поводу представитель оператора фискальных данных?

Владимир Литвин, начальник отдела маркетинга АПБ.

– Много было технических проблем за эти дни?

– Вообще крайне редко бывает, чтобы какой-то новый проект запускался без вопросов. Просто потому, что это делается в первый раз. Вот типичная проблема – с адресом. (Я ему не подсказывал. – Прим. автора.) Оказалось, что в базе РИЦ, которой мы пользуемся, некоторых адресов нет. Конечно, это неудобно для людей. Или, например, у кого-то база не загружалась. Но есть специалисты, мы эти вопросы отслеживаем и немедленно реагируем – есть уже несколько обновлений. А в целом я бы не сказал, что были тысячи сложностей, и не такие уж они глобальные, многие прямо на семинарах решались.

– Сколько ваших людей участвовало в обучающих семинарах?

– 2-3 человека на каждом были. Техники обязательно, еще кто-нибудь по общей части. Плюс есть еще контакт-центр. И еще мы сделали так, что в любом расширенном отделении АПБ можно проконсультироваться – больше 100 специалистов по всей стране готовы помочь. И должен отметить, что в этом новом деле налоговая очень помогает. Семинары – с их поддержкой.

– Предприниматели спрашивают, почему именно «Агропромбанк» стал оператором фискальных данных (ОФД)?

– Мы здесь выступаем не как банк. Мы предоставляем механизм, который помогает исполнить закон. Этим же предпринимателям. Но нет никакого закона, который определяет, кто конкретно будет исполнять функции ОФД. И на старте позиции у всех одинаковые. Требования, которые государство предъявляло к организации, которая хочет стать оператором, известны давно. Да, мы первыми начали этим заниматься, поэтому сейчас оператор – «Агропромбанк».

– То есть любой может написать программу, купить серверы, организовать там все, получить разрешение…

– Да, пожалуйста. Если все соответствует условиям, кто ж запретит?

– Говорят, что в России все данные о продажах идут сразу в налоговую, а у нас почему-то – в «Агропромбанк».

– Это не так. Во-первых, в России, как и у нас, ОФД – это хранилище данных, то есть налоговая ими пользуется, но находятся они все-таки на серверах оператора. А во-вторых, все российские операторы – тоже частные. Эта практика обкатана, она работает – зачем изобретать велосипед?

– А если сравнить?

– В России тоже с 1 июля все юрлица и почти все ИП, работающие с наличкой, обязаны применять онлайн-кассы. Отсрочку получили только «предприниматели без наемных сотрудников, при реализации товаров собственного производства и оказании услуг населению». По-нашему – самозанятые. Остальные – а это более миллиона налогоплательщиков – зарегистрировали 2,8 млн онлайн-касс.

Кстати, как и у нас, госбюджет компенсирует расходы на технику. Но, в отличие от Приднестровья, изначально не все расходы. То есть средняя стоимость кассового аппарата – 25 000 рублей (примерно 400 долл.), а налоговый вычет – 18 000 (около 280 долл). При этом российская онлайн-касса – не программа для компьютера или телефона, а действительно кассовый аппарат, просто с доступом в Интернет.

А с другой стороны, в России это уже третий этап кассовой реформы, и началась она в 2017 году. То есть все технические вопросы уже давно решены. И в отличие от Приднестровья, российские предприниматели имели возможность купить и установить онлайн-кассы задолго до 1 июля. И да, на российском рынке более 170 моделей касс от 56 производителей. И два десятка операторов фискальных данных.

У нас – один оператор, одна программа, и даже принтер – одна модель, да и ту продает только одна фирма. В общем, всё плохо и всё против предпринимателей.

Но вот один нюанс. Как компенсацию за приобретение термопринтера государство дает налоговый вычет на сумму 797 руб 50 коп. И почему-то ровно столько же стоит термопринтер в приднестровских магазинах, причем независимо от города.

А на «Алиэкспресс» этот же принтер стоит 456 рублей ПМР. То есть почти в 2 раза дешевле. И в принципе, если у ИП только 1 касса, то он еще и заработает на этом принтере. Но нет, «нам некогда изучать», «мы не вундеркинды», поэтому мы купим здесь, сейчас и в два раза дороже.

И да, все эти затраты потом по факту будем компенсировать мы, покупатели.

Точно всё против предпринимателя?

Сергей Ирошников.

Exit mobile version