Домой Общество Памяти предков будем достойны

Памяти предков будем достойны

0

Деревенская изба, небольшая комната, увешанная украинскими рушниками. На высокой кровати, обложенной подушками, полулежа сидит убеленный сединами человек. Он прислушивается: радиостанция «Маяк» передает по заявкам радиослушателей песни военных лет.

 

 

Таким и запомнился мне мой дедушка Лазневой Фёдор Феодосьевич в одну из наших последних встреч. Без малого 20 лет минуло с тех пор, как он ушёл из жизни. Но каждый День Победы в воспоминаниях всплывают его рассказы о Великой Отечественной войне.

Молодой офицер, едва окончив Киевское артиллерийское училище, сразу был направлен на фронт. Вот лишь фрагмент из рассказов боевого командира: «Главный враг на войне – это страх. Преодолеешь его – будешь жить, не сможешь – считай, сочтены твои дни на этом свете!

С самого начала вой­ны, когда мы держали оборону Киева, фашисты предпринимали всё, чтобы запугать нас. Но самое страшное – психологиче­ские атаки. Бывало, с самого утра делает облет над нашими войсками немецкий само­лет и сбрасывает листовки с обращением: «Русский Иван! Пора завтракать. Не ешь свою картошку, мы по­заботимся о твоём столе!». Для нас это сигнал: жди налёта. Минут этак через двадцать на наши головы обрушивается протухшая селёдка, железнодорожные рельсы, распиленные на куски длиною в метр. А железные бочки со сквоз­ными отверстиями создают такой пронзительный вой и свист, что, кажется, в мозг въедается сверло! Да еще пару бомб для полноты ощущений сбросят!

И тут же следует вторая партия листовок с текстом: «Русский Иван! Не спеши завтракать – подожди разносчиков пищи!». И опять налет, только уже с особым грузом: с каждого самолета сбрасывают человек по пять евреев, которые так и умирали в воздухе от разрыва сердца. И снова листовки: «Прият­ного аппетита». Так повторялось чуть ли не каждый день».

Боевой командир Ф. Лазневой сражался с фашистско-румынскими захватчиками и на землях Транснистрии – территории между Днестром и Бугом. Выделенная из состава Украины провинция была образована диктатором Румынии Ионом Антонеску летом 1941 года и просуществовала до 1944 года, когда Красная Армия снова отвоевала её. Ужасы непродолжительной истории Транснистрии не поддаются описанию: варварские, омерзительные акты зверства, бессердечие, грабёж, пытки, хладнокровное уничтожение беззащитных жертв.

Фёдор Феодосьевич вспоминает: «Чем больше мы сталкива­лись с жестокостью и зверствами фашистов, тем сильнее росло в каждом из нас чувство боли за Родину, за наш народ. С каждым днём мы станови­лись увереннее и сильнее духом. Знали: надо высто­ять! Немцы сами стали понимать, на что способен русский солдат ради своей Родины. Потому при отступ­лении начали настраивать против красноармейцев мирное население. Этим рассчитывали сдержать наш натиск. С такой ситуацией мы столкнулись, когда наши «сумасшедшие войска» (так фашисты называли нашу реактивную артилле­рию – «Катюши») вступили на территорию Транснистрии».

Освобождая земли Приднестровья, Фёдор Лазневой получил тяжелое ранение, и его комиссовали. За смелость и отвагу на поле брани с вражескими силами боевой офицер Ф. Лазневой был награжден медалями и орденами. В мирное время он работал в родном селе Великая Севостьяновка Черкасской области – в школе был учителем черчения, географии, физкультуры. Он неустанно повторял молодому поколению: «На войне было всё – и радость побед, и горечь поражений, теряли родных, близких, друзей. Но сохраняли одно – веру в По­беду!».

 Ольга Лазневая.

Exit mobile version