На днях вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дополнительных мерах, направленных на стабилизацию экономики Приднестровской Молдавской Республики». Название длинное, суть проста – поддержка сельского хозяйства. В этом году она ему просто необходима.
Закон содержит целый комплекс мер помощи сельхозпроизводителям, которые пострадали от засухи и карантинных мер. Это и льготный кредит (ставка – 11%, из них 3% погасит государство), и пролонгация ранее выданных кредитов, и освобождение от уплаты налогов и арендной платы (в отношении земель, на которых произошла гибель или повреждение 50% и более посевов). И, конечно, снижение в 2 раза ставки налога для плодоовощной промышленности.
Как это все действует в реальности? И как это действует, если предприятие не только выращивает, но и перерабатывает, а ведь у нас в стране есть и такие, и их немало. Например, тираспольское ОАО «Завод консервов детского питания» (ЗКДП). Их зеленый горошек и сладкую кукурузу (торговая марка DELICITA) каждый видел в магазинах, но выращивают их на собственных полях.
Вот с руководством фирмы и поговорим о борьбе с катаклизмами и помощи в этой борьбе.
Первый вопрос – директору ОАО «Завод консервов детского питания» Александру Барагину.
– Засуха сильно по вам ударила?
– Очень. 2500 га полностью пропали. Уцелели только поливные земли, с их урожая сейчас и работаем.
– То есть помощь вам очень кстати оказалась?
– Не то слово. Реально спасли. И еще должен отметить оперативность работы Правительства. Буквально за несколько часов собрались – министры, директора, специалисты разные – обсудили, решили, начали работать. Тут же дело такое, медлить нельзя, можно вообще без всего остаться, и в руководстве страны это понимают.
Объективности ради: в этой оперативности есть и немалая доля технического прогресса – совещание было по видеосвязи. Собрать всех участников «вживую» заняло бы, наверное, не один день. Может, имеет смысл сделать такую практику постоянной?
Конечно, из всех видов поддержки для ЗКДП лучше всего подошло двойное снижение налога на доходы. Оно, кстати, не навсегда – через 2 года ставку поднимут обратно. Но за это время завод рассчитывает вернуть все, что потеряли в этом году.
– А кредит льготный взяли?
– Сейчас нет.
– Ставка высокая?
– Да нет, ставка вполне приемлемая, просто нет необходимости – мы еще раньше взяли хорошие кредиты от Госрезерва. Ну и в коммерческих банках еще кредитуемся, идут навстречу.
Вот на эти деньги ЗКДП и купил новое оборудование – флотационную мойку, скороморозильник и фасовочную машину. Они работают в комплексе – новая мойка идеально очищает сырье для заморозки. А фасовочная машина – вообще универсальный агрегат, может упаковывать и сыпучие, и замороженные продукты. Выгода, по словам специалистов, самая разнообразная – современное оборудование меньше тратит ресурсов, работает намного надежнее, обслуживается меньшим количеством людей и к тому же в полтора раза более производительное при высочайшем качестве.
– Ваша выгода понятна. А что этот комплекс дает обычному покупателю?
К разговору подключается Дмитрий Криминский, коммерческий директор ЗКДП.
– Поясню, как говорится, на простом примере. Вот человек купил какие-то овощи, неважно какие – и как их ни храни, а что-то прорастет, что-то подгниет, и в любом случае изменится вкус. Молодая картошка всегда будет отличаться по вкусу от старой.
А быстрая (она же «шоковая») заморозка – единственный метод консервирования, который не вызывает потери вкусовых и питательных качеств продукта. То есть человек в декабре может купить ту же брокколи, и она будет как только что с грядки.
Шоковая заморозка (по-научному этот процесс называется сублимацией) может работать с любыми видами растительных продуктов. Овощи в процессе сначала обдают паром, потом охлаждают и отправляют в скороморозильник. И что важно – если на овощах будут некие посторонние субстанции (например, земля), правильного процесса не получится. Будет обычная перемороженная капуста с землей. Вот для чего нужна современная флотационная мойка – она выдает абсолютно чистый продукт.
А уже после заморозки овощи фасуются в герметичную упаковку и поступают в мощные морозильники, где и хранятся при температуре минус 25 градусов. Этот холод обработанным продуктам уже не повредит.
– И если хотите, – продолжает Дмитрий Криминский, – у шоковой заморозки есть и общечеловеческий аспект. Мир меняется, меняется и структура питания. Нашим предкам, занятым тяжелым трудом, нужна была высококалорийная пища. В современном мире физические нагрузки у человека меньше, поэтому естественным образом меняются и акценты в еде – люди больше употребляют овощей, фруктов и так далее. А согласитесь, свежие овощи – это всегда вкусно.
– По этой технологии мы сегодня работаем с брокколи и цветной капустой, – говорит Александр Барагин. – Закупка новейшего оборудования – это наша стратегия по расширению ассортимента до максимально возможного, ведь на наших землях могут расти любые овощи. Процесс внедрения этих технологий, конечно, непростой во всех смыслах, он требует определенного времени. Но, по нашим расчетам, примерно года через два все заработает.
Часть нового ассортимента пойдет на полки приднестровских магазинов, часть – на экспорт. А это, между прочим, еще и пополнение валютных запасов страны.
И есть еще один плюс от новых технологий (которые появляются благодаря господдержке) – удлинение сезона работы завода. Ведь раньше перерабатывающие предприятия работали 3-4 месяца в году, остальное время стояли. Благодаря модернизации у ЗКДП есть возможность работать полгода – а это те самые рабочие места, о которых так много говорят сегодня.
Вот так и работает поддержка сельхозпроизводителя и переработчика. Здесь немножко облегчили налоги, здесь – предоставили какие-то льготы…
Вроде бы немного, а в выигрыше оказываются все.
В Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы развитие перерабатывающей промышленности в целях модернизации технологических линий, производящих продукцию на экспорт, названо одной из основных задач развития АПК, направленных на достижение продовольственной самообеспеченности республики.
Сергей Ирошников, г. Тирасполь.
Фото Виктора Громова.