Домой Культура Премьера перед премьерой

Премьера перед премьерой

0

Есть немало мест, которые стали натурными киноплощадками. Например, при Союзе фильмы, в которых должны были быть крепости или рыцарские замки, любили снимать в литовском Тракае.

В этом году состоялся кинодебют Бендерской крепости. В течение недели там работала съёмочная группа российского телеканала «Звезда». Играть главной туристической достопримечательности Приднестровья пришлось свою измаильскую сестру. «В Измаиле фактура не сохранилась. Имеющиеся в России крепости не подходили. У нас была даже идея снимать фильм в сирийском Алеппо, но в итоге выбор пал на приднестровский город Бендеры», – сказал в интервью журналистам создатель фильма Алексей Егоров. 

Так что в качестве места премьерного показа фильма «Суворов. Штурм Измаила» из цикла «Военная приёмка. След в истории» тираспольский Дом офицеров был выбран недаром. Кстати, приднестровская столица наряду с Бендерами несколько раз появляется в кадре. Массовку же составили воины ОГРВ и приднестровские конные милиционеры. Последние снимались со своими четырёхногими сослуживцами. Дата же премьеры тоже не случайна. Измаильская крепость была взята в 1790 году именно 22 декабря по новому стилю (по старому – 11 декабря). Через два года по Ясскому мирному договору (по нему в состав Российской Империи вошли земли между Днестром и Южным Бугом. – Прим.) Россия вернула Измаил. Правда, крепость перед этим срыли. Чтобы не штурмовать ещё раз…

Кстати, её именно срыли, а не разрушили. Она ничего не имела общего с цитаделями, которые изображали художники на полотнах, повествующих о штурме Измаила. Крепость была земляная. Почему? Об этом, в том числе, рассказывается в фильме. И это только один миф, который развенчали его создатели. Подробно рассказывать не буду. «Суворов. Штурм Измаила» можно будет посмотреть 30 декабря в вечернем эфире «Звезды».

До сих пор не было ни одного фильма, ни художественного, ни документального, целиком посвящённого штурму Измаила. Попытки были. Первая предпринята в 1940 году, в год 150-летия битвы, но съёмки затянулись до лета 1941 года.  «Историки мне рассказывали, что военнослужащие, участвовавшие в съёмках, вступили в бой в костюмах, сшитых по образцу формы суворовских времён», – заметил Алексей Егоров. Позже, уже непосредственно перед демонстрацией фильма, он со сцены тираспольского Дома офицеров расскажет и о второй попытке снять художественный фильм о штурме Измаила. Было это в 1990 году, на 200-летие битвы. Тогда даже планировалось специально для съёмок построить копию Измаильской крепости. Кстати, протяжённость крепостных валов составляла более 6 километров. Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться – в декабре 1991 года не стало Советского Союза.

Ещё одним фактором, повлиявшим на выбор места съёмок, стало наличие вблизи сохранившейся крепости воинской части. Ведь нужно было достаточно много людей для массовки. Никогда в мировой истории, ни до, ни после, как утверждали создатели фильма, в сражении за крепость не участвовало так много войск – 30 тысяч с русской стороны и 35 тысяч с турецкой. К тому же нужны были не просто люди для съёмок, а обученные воины. Кроме военнослужащих Оперативной группы российских войск в Приднестровье задействовали ещё и разведчиков инженерной бригады, дислоцированной близ Мурома. Снимались они, правда, не в форме суворовских времён, а в своей обычной полевой экипировке. Современные сапёры демонстрировали, как готовились к штурму крепости их пращуры.

К слову, всё, что необходимо было для съёмок, создатели фильма нашли на месте. Лошадей и реконструированную униформу екатерининской эпохи предоставило МВД ПМР. Цивильную часть костюмов позаимствовали у Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой. За что отдельную благодарность наряду с командованием ОГРВ и руководством министерства внутренних дел телеканалом «Звезда» выразили директору театра Ирине Панасенко и костюмеру Алёне Журавлёвой. Среди историков, которые консультировали создателей кинокартины, в том числе и в кадре, был и главный специалист архивно-исторического отделения военно-мемориального комплекса «Бендерская крепость» Александр Булгаков. Оборудование предоставил Первый Приднестровский телеканал, а двое его телеоператоров, Александр Зубков и Дмитрий Глухенький, входили в съёмочную группу. С мелким историческим реквизитом помог руководитель молодёжной организации «Наследники Победы» Александр Антропов.

Кстати, в своём выступлении на премьере фильма Президент Приднестровья Вадим Красносельский подчеркнул, что правильнее было бы назвать эту молодёжную организацию «Наследники Побед». «Они наследники всех наших побед – и воинов времён Российской Империи, и советских солдат, и нынешних российских миротворцев», – заметил глава государства. При этом он добавил: «Телеканалу «Звезда» удалось показать, что история России не замыкается в пределах границ современного государства. Где пролита хоть капля крови российского солдата, там есть история России, и современная в том числе. Возьмем, к примеру, Бендеры. Какая плеяда великолепных российских полководцев оставила яркий след в истории города: Румянцев, Кутузов, Кульнев, Барклай-де-Толли, Инзов, Раевский, Мусин-Пушкин и многие другие. Не говоря уже о солдатах и офицерах Русской императорской армии. И, конечно, Тирасполь, который основал генералиссимус Суворов. К слову, Александр Васильевич взял многие европейские города, но основал только один – Тирасполь. И поэтому неспроста в столице республики уже полтора года действует Суворовское военное училище. Сегодняшние суворовцы унаследовали историю и ее дух, являясь ярким примером преемственности поколений». Также выступивший после показа картины командующий ОГРВ гвардии полковник Дмитрий Зеленков подчеркнул, что российский и советский воин никогда не был захватчиком, а был освободителем народов. Создателям фильма – режиссеру Алексею Егорову и генпродюсеру Марии Стрельновой вручили грамоты командования ОГРВ.

Александр Никитин.

Фото: www.president.gospmr.org

Exit mobile version