О состоянии нашей промышленности, попытках возродить ее былую советскую славу, важности энергетического сектора для экономики республики – наша беседа с министром промышленности и регионального развития Николаем ГЛИГОЙ.
–После пятилетнего перерыва в структуре Правительства вновь появилось министерство промышленности. Какая необходимость была в этом? Какие цели и задачи ставите Вы перед собой как руководителем ведомства и перед коллективом министерства?
– Воссоздание министерства промышленности, которого в структуре Правительства не было последние пять лет, – свидетельство признания той значимой роли, которую играет в экономике республики ее производственный сектор, являющийся еще и главным донором республиканского бюджета. Несмотря на то, что большинство промышленных предприятий находится в частных руках, приватизировались они по государственной программе, их владельцы брали инвестиционные обязательства, выполнение которых нужно кому-то контролировать. Эта роль отводится, в том числе, нашему министерству.
В числе первоочередных задач – проведение нашими техническими специалистами анализа хозяйственной деятельности предприятий, оценка их реального состояния, перспектив развития. Необходимо элементарно понять – в работоспособном состоянии находится то или иное предприятие либо нет, возможно ли задействовать его производственные мощности. Взгляд на это у каждого собственника или команды его менеджеров свой. Но он должен увязываться с общегосударственной промышленной политикой, концепция которой принята Верховным Советом. Процесс развития реального сектора экономики не должен носить стихийный характер.
Учитывая уже полученные результаты, необходимо будет предлагать Правительству, Верховному Совету меры по интенсивному развитию того или иного сектора материального производства. Положительные примеры такой практики есть. К примеру, в прошлом году на законодательном уровне поддержку в виде налоговых послаблений получили предприятия обувной промышленности. Местный бюджет Бендер, где, в основном, располагаются предприятия этой отрасли, по итогам финансового года потерял 10 млн рублей. Но при этом были сохранены коллективы этих предприятий, сборы подоходного, социального налогов, снята социальная напряженность, а зарубежный инвестор одного из обувных предприятий пересмотрел первоначальные планы по переводу производства в другую страну.
Этого решения руководители предприятий отрасли ждали и добивались полтора года. Думаю, что если бы такое решение было принято раньше, то бюджетные потери оказались бы меньшими. Этот опыт можно использовать, но точечно, там, где менеджмент предприятий ставит реальные задачи и что-то предпринимает для их решения. А главное – при условии, когда цели экономического агента и государства совпадают. Тогда первые вправе рассчитывать на поддержку второго. Ведь понятно, что от вложений, а налоговые льготы, каникулы, снижение тарифов на услуги естественных монополий для конкретных предприятий, предоставляемые государством, ими по факту и являются, со временем должна быть отдача. Различного рода ничем не подкрепленные прожекты государством поддерживаться не будут.
При этом как и прежде министерства экономического развития, финансов, Верховный Совет посредством реализации налоговой и тарифной политики, оказания государственной поддержки будут определять приоритеты развития того или иного сектора промышленности. Это комплексный подход к развитию экономики государства в целом.
Одним из важных направлений деятельности министерства промышленности и регионального развития станет привлечение инвестиций в промышленность. Сегодня без поддержки государства справиться с этой задачей невозможно. Важно создать целостную систему государственных гарантий для потенциальных инвесторов, пробудить в них желание инвестировать в экономику республики.
– Столпом экономики Приднестровья всегда был его промышленный потенциал, порядком подрастерянный в последние годы. Какие первоочередные меры необходимо предпринять, чтобы возродить его?
– О возрождении былого промышленного потенциала в сегодняшних условиях практического отсутствия внешних инвестиций, острого бюджетного дефицита в ближайшей перспективе говорить не приходится. Еще раз повторюсь – необходим анализ состояния производственного сектора, точечная поддержка тех направлений, которые способны давать отдачу «здесь и сейчас». Задача на перспективу – определение приоритетных для развития отраслей промышленности. И здесь без краткосрочных, среднесрочных и на более длительный период развития программ не обойтись. Скажем, в структуре промышленности республики работают недродобывающие предприятия. Ранее они занимали 90% молдавского рынка, во многом определяя там ценовую политику. Но в последние годы этот показатель опустился до 60%, снизились объемы поставок, уменьшился объем репатриируемой в республику валюты, которой нам так не хватает.
Или еще пример – Бендерский завод «Молдавкабель», входящий в российский холдинг «Севкабель». У предприятия большой опыт работы, традиции, современные технологии производства. Однако сегодня сложилась ситуация, когда наши потребители для собственных нужд аналогичную производимой в Приднестровье кабельную и проводную продукцию завозят из Европы и соседней Украины, расходуя на это все ту же драгоценную валюту, которая могла бы послужить укреплению курса рубля ПМР. Я думаю, Правительство в лице министерства промышленности и регионального развития возьмет на себя функцию организации встречи местных производителей и потребителей кабельной продукции. Последние вправе будут высказать пожелания производителям по номенклатуре, объемам, качеству, другим параметрам и цене продукции. Если все это выдерживается в Европе, то ничто не мешает тому, чтобы также сделать у нас. Это будет реальная, а не декларативная поддержка отечественного производителя при координирующей роли министерства промышленности.
– Энергетический комплекс в любой стране называют сердцем экономики. Без его развития немыслимо и развитие промышленности.
– Отрасль энергетики, так же как и другие, нуждается в инвестициях для поддержания этого сложного хозяйственного комплекса в работоспособном состоянии, призванном надежно обеспечивать потребителей газом, теплом, электро- и тепловой энергией. Это астрономические для республики суммы, оцениваемые в сотни миллионов долларов, поскольку топливно-энергетический комплекс очень капиталоемкий. Инвестиции для его дальнейшего развития крайне важны.
В последнее время за счет привлечения в ТЭК части средств специального газового счета удалось поддерживать его инфраструктуру в надлежащем состоянии. В то же время запредельный дефицит этих средств поставил под угрозу выполнение государством бюджетных обязательств перед гражданами по выплате им пенсий и зарплат. Поэтому дальнейшее инвестирование в энергетический сектор из этого источника невозможно. В связи с этим, к сожалению, в текущем году мы будем вынуждены ограничить объемы инвестиционных программ, которые реализуются жизнеобеспечивающими предприятиями. Но я уверен, что даже в этих условиях энергетики сделают все возможное, чтобы потребители жили и работали в тепле и комфорте.