Вот у нас в институте есть кандидаты, да даже доктора, которые уже 10 лет назад могли бы спокойно уйти на заслуженный отдых, и никто бы не заметил их отсутствия. А когда в прошлом году Гоша лег в больницу, у нас большинство тем замерло». Неужели сегодня что-то изменилось, неужели люди рабочих профессий менее востребованы? Наоборот! Отовсюду только и слышно, что на приднестровском рынке труда не хватает рабочих рук. Возможно, поменялись приоритеты: молодежь стремится в теплые офисы – чтобы кулер с водой, чистые рубашки каждое утро и непыльная работа. Но каждый ли рожден для офисов?
емало таких, кто идет каждое утро в офис, как на каторгу. А руки просят другого, а пытливый ум хочет решать каждый день головоломки. Стоит ли плыть по течению навязанного престижа, общественного мнения? Или выбрать свою колею, свою дорогу, где ты будешь одним из немногих: не только профессиональным специалистом, но и счастливым человеком. Когда утром встаешь и предчувствуешь открытия, новые победы. И как нельзя кстати слова из вышеупомянутого фильма, когда главный герой говорит: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю, а не то, что модно, престижно или положено. Люблю свою работу, потому что когда я туда прихожу, там начинает крутиться то, что без меня не крутилось». Может быть, стоит прислушаться к своему внутреннему голосу, выбирая работу по душе. И тогда профессия, которая нравится, в которой хочется постоянно расти и совершенствоваться, рано или поздно начнет приносить заслуженный доход. И имя, и авторитет будут работать на тебя.
За новым знакомством отправляюсь на предприятие ООО «Современные технологии». Жду встречи с токарем, а пока беседую с директором фирмы Виктором Никифоровым. Он рассказывает, что их предприятие специализируется на ремонте деталей к автомобилям и сельхозтехнике. В основном это двигатели внутреннего сгорания. Здесь реставрируют головки блока, коленчатые валы и корпусные детали. Спрашиваю, кто сегодня наполняет организацию, есть ли молодые специалисты. Узнаю, что это 80 % тех, кому за 60. «Вопрос о том, кто будет работать после нас, очень серьезный, – Виктор Иосифович говорит о волнующем. – Когда у нас заболел токарь, пришлось искать замену. Я думал, что в нашем городе найти токаря не составит труда. Однако мы столкнулись с тем, что таких работников практически нет. Сегодня у нас работает хороший специалист, токарь из числа пенсионеров. Найти человека рабочей профессии сложнее, чем инженера, механика. Упал престиж такого труда. Когда Ваш редактор заинтересовался нашими рабочими, то я был приятно удивлен и обрадован. К нам давно никто из СМИ не обращался с просьбой рассказать о рабочих людях. А ведь их труд незаменим!».
Пока мой будущий собеседник выполняет срочный заказ за токарным станком, директор рассказывает о работе токаря. Она имеет свои нюансы: во всем должна быть невероятная точность. Токарь творит на уровне измерения сотой части миллиметра. Когда идет несовпадение на десятки миллиметров, это грубый брак: деталь или не входит в другую, или выпадает. А что такое одна десятая? Представим волос. Так вот, одна десятая – это примерно в 5 раз тоньше волоса.
…В кабинет входит мужчина, представляется: Юрий Константинович Хмелевский, токарь. На данном предприятии работает уже 5 лет. Обучался в 8-м тираспольском училище (сегодня техникум). Выбор на профессию токаря пал не случайно. Еще в школе их водили на экскурсии по заводам. Его, как многих мальчишек, уже тогда привлекали станки, оборудование. В самом начале Юрий Хмелевский имел только поверхностное представление о профессии, понимал приблизительный смысл работы. Потом стал учиться. Черчение, геометрия, математика давались студенту хорошо. И во время обучения наш герой не разочаровался, а лишь убедился в правильности выбора профессии. После 3-летнего обучения и прохождения практик на заводах Юрия сразу направили на «Электромаш» специалистом. Говорит, что сложностей не было, помнит только, что каждый день было очень интересно. Интересно и по сей день – решать ребусы. «Работа нравится тем, что каждый день не похож на другой. Здесь нет конвейера и монотонности, которые утомляют. Каждый день приносит что-то новое. Непредсказуемость интересна, приходится каждый раз ломать голову. Получится или нет – вот в чем вопрос, – смеется Юрий Константинович. – А учиться приходится постоянно и до сих пор. Многое познавал в процессе работы, на практике, которая дает больше, чем теория. Глаза боятся, руки делают».
Юрий Хмелевский рассказывает, что на предприятии чувствует себя комфортно, климат в коллективе доброжелательный, шеф понимающий, зарплату выдают без задержек. Коллектив сугубо мужской, но очень сплоченный. Сотрудники приходят друг другу на выручку, какая бы ситуация ни была: рабочая или семейная. Спрашиваю, много ли сложностей в работе токаря, не отпугнут ли они молодежь? В ответ слышу, что свои трудности есть в каждой профессии. В его же работе важно соблюдать правила техники безопасности, не расслабляться за станком, и все будет хорошо. Ученикам Юрий Константинович всегда был рад, готов помогать и сегодня. Делиться опытом, посвящать во все тонкости мастерства. А профессия эта нужная, без токаря оборудование станет. У рабочих профессий есть перспектива, считает мой герой, роботы не смогут заменить людей, потому что много задач не конвейерных, а индивидуальных.
Татьяна АСТАХОВА-СИНХАНИ.