Рабочие места есть. Создаются и новые. Проблема заключается в другом. Работать некому. Эта сентенция не раз звучала на состоявшемся по инициативе министерства по социальной защите и труду круглом столе.
Например, как заметил в своём докладе руководитель ГУ «Агентство по инвестициям ПМР» Дмитрий Терзи, 12 инвестиционных проектов, поступивших на рассмотрение, вполне реализуемы, но очень трудно найти три сотни специалистов для них. В данном случае речь шла о внешних инвестициях, а есть и внутренние, которые также повлекут создание новых рабочих мест. О производствах, что в скором времени должны появиться в Слободзейском районе, рассказал глава госадминистрации Василий Тищенко. Но и для них проблематично найти людей. Причём с квалификацией ниже, чем необходима для инвестпроектов, о которых говорил Дмитрий Терзи.
«У нас дисбаланс между спросом и предложением по тем рабочим профессиям, в чьих представителях нуждаются наши предприятия, – заметила, выступая на круглом столе, глава минсоцтруда Елена Куличенко. – У нас переизбыток специалистов с экономическим и юридическим образованием, которые стоят сегодня на учёте в центрах занятости с перспективой найти хорошую работу. Вместе с тем, например, строительство, швейная отрасль остро нуждаются в кадрах, но центры содействия занятости им никого предложить не могут».
Но есть и положительные тенденции на рынке труда. Заметно снизился уровень безработицы. Причём и по республике в целом, и в каждой административно-территориальной единице в отдельности. Согласно данным замначальника управления экономического анализа расходов государственного социального страхования Елены Сергеевой, если в 2017 году в поисках работы в центры обратилось 11775 человек, то в 2018-м этот показатель сократился до 5790 нуждающихся в работе.
Почти половина из них – люди, не работающие больше года. Вторая категория – те, кто вообще нигде не работал. Если брать возраст людей, обращающихся в центры, то в основном это (49%) люди от 41 года до 50. Но немало и молодёжи в возрасте от 18 до 29 лет –29%. Распределение безработных не везде равномерно. Лидирует Рыбницкий район. Его жители составляют 27% от общего числа обратившихся за помощью в центры содействия занятости. Далее идут столица и Слободзейский район. На них приходится по 20% от числа безработных. Приводя эти данные, Елена Сергеева подчеркнула, что впервые за долгие годы число ищущих работу людей и количество вакансий примерно сравнялось. Но проблема заключается в том, что далеко не все состоящие на учёте в центрах желают получить востребованную на рынке труда специальность.
Немало на круглом столе говорилось и о размере выплат страховки по потере работы. Сегодня пособие по безработице составляет 426 рублей. В связи с этим министр по социальной защите и труду Елена Куличенко предложила при его начислении учитывать рабочий стаж. «Человек, который проработал 15-20 лет на производстве, отчислял свои страховые взносы, он имеет право на размер пособия не 426 рублей, а хотя бы в привязке к проценту утраченного заработка», – подчеркнула руководитель минсоцтруда.
Отдельно затрагивалась проблема профессионального обучения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как отметила начальник управления охраны прав семьи, опеки и попечительства, социальной помощи семьям в группе риска Анна Маковская, за год заметно выросло число отчисленных за неуспеваемость из учреждений профобразования детей этой категории. В 2017 году таковых было 70. В прошлом году – уже 98, что является следствием недостаточной работы социальных педагогов. Основная причина, отметила начальник профильного управления минсоцтруда, по словам самих же отчисляемых, –
нежелание учиться.
Среди предложений по закреплению выпускников учреждений начального и среднего профобразования прозвучали и инициативы о введении годичной отсрочки от воинского призыва. Подчёркивалось, что, имея на руках военный билет и диплом, молодые люди, не задумываясь, после службы в армии идут покупать билеты на поезд или самолёт. Удержать, если не всех, то хотя бы часть, поможет осознание, что за ними закреплено место на производстве. В АПК вообще предлагалось освободить молодых специалистов от призыва на весь срок работы в данной сфере народного хозяйства. После оформления в соответствующие законопроекты эти предложения будут рассмотрены Верховным Советом.
Мы неоднократно на страницах нашей газеты рассказывали о постепенно внедряемом в республике практико-ориентированном (дуальном) образовании, которое предполагает перенос до 70% учебного процесса на производство. Некоторые предприятия уже заключили договоры о подготовке специалистов по этой системе. Другие ещё думают. Но есть и те, как отметила во время работы круглого стола начальник управления профобразования Людмила Тануркова, кто и студентов отказывается на практику брать, а если и берёт, то её прохождение превращается в формальность чистой воды. В свою очередь вице-президент Торгово-промышленной палаты Василий Кожан заметил, что готов предоставить список с двумя десятками наиболее востребованных профессий для последующей выработки механизмов практико-ориентированной подготовки специалистов. Также обсуждалась возможность возрождения учебных хозяйств. Правда, называться они будут УПФ – учебно-производственные фирмы.
На заседании присутствовали депутаты Верховного Совета. Возражений по поводу предложенного ими высказано не было, а посему вполне может статься, что скоро устные инициативы, предложенные на круглом столе, превратятся в законодательные.
Александр Никитин.