Домой Общество Милая малая Родина Село, что протянулось вдоль долины

Село, что протянулось вдоль долины

0

Так гласит одна из версий происхождения названия Протягайловки, предместья Бендер, с течением времени ставшего отдельным селом. Другая же предполагает, что слово «протягайльник» означает «приспособление для тяги ремней сыромятных», которые, видимо, здесь и выделывали. И всё же сельчане больше склоняются к первой – простирается по гаю.

Добраться сюда несложно, регулярно из центра Бендер ходят две маршрутки – «6» и «6а». Развитой инфраструктурой село обязано близкому расположению к городу, граничит с микрорайонами Борисовка и Хомутяновка. В Протягайловке имеются детский сад, школа, медпункт, Дом культуры, три магазина, в сельхоззоне работают 10 мелких крестьянско-фермерских хозяйств, предприятия по производству колбас, копчению рыбы, кондитерский цех, обувное производство. Есть и свои достопримечательности. Одна из них – фонтан. Так здесь называют родник, которому не меньше пяти веков.

Фонтан и мемориал

Несколько лет назад силами местной администрации и самих жителей территорию вокруг источника благоустроили – обложили декоративным камнем, а одну из стен расписали. Всех, кто спускается к фонтану, встречает молдаваночка, над которой возвышается крепость и сверху надпись «Извораш».  Холодную водицу набирают и пьют сельчане. Часто за ней приезжают и горожане, отмечают, что вкус у родниковой воды особенный.

Тем же, кто не хочет спускаться по ступеням к источнику, а потом с полными бутылками, бочками (у кого какая тара) подниматься наверх, может набрать воды из другого ключа, расположенного немногим выше этого (и это притом, что все улицы подключены к централизованному водоснабжению!). Забил он при копании колодца во дворе жителя села. Постоянно текущую воду хозяин дома вывел к дороге, и теперь её набирает любой желающий. Считается, что родники берут начало с гор на Западной Украине.

По словам Раисы Николаевны Лукьянченко, главы администрации села, высказывались предложения организовать производство – бутилировать родниковую воду и продавать, но жители села не согласились, считают фонтан своим достоянием.

С большим уважением протягайловцы относятся и к исторической памяти.  Памятник расстрелянным на территории села в апреле 1944 года разведчикам Александру Карначевскому и Дмитрию Дурсенову был установлен в 1980 году, к 65-летию Победы его реконструировали.

Рядом с памятником на средства жителей села и предприятий, расположенных на его территории, установлены мемориальные плиты с фамилиями 118 сельчан, погибших в Великой Отечественной войне. На чёрных плитах многие фамилии повторяются по четыре-шесть раз, то есть в боях погибли сразу несколько родных – отец с сыновьями,  братьями…

Местный житель Юрий Соколов был в числе инициаторов установки вдоль дороги у фонтана святого распятия.  Юрий входит в поисковую группу «Август», занимающуюся раскопками и восстановлением имён погибших в годы Великой Отечественной войны защитников. Есть идея по созданию музея боевой славы Протягайловки, уже имеются редкие экспонаты (в  школе есть музейная комната, посвящённая истории села). Планируется, что он будет рядом с церковью, которую, впрочем, ещё тоже предстоит построить, и именно в том месте, где она раньше и была. Сейчас сельчане посещают церковный приход, организованный в свободных помещениях детского сада.

Юрий рассказал, что еще у родника хотят организовать купель, в которую можно будет окунуться на Крещение.   Но это пока в планах: требуются различные разрешительные документы. За деньгами дело не станет,  их всегда собирают всем селом – кто сколько может, столько и даёт, кто чем может, тем и помогает (приносят краску и другой расходный материал, сами участвуют в строительных и отделочных работах).

Есть в селе ещё  монумент  у старого колодца. Это памятное надгробие с крестом наверху, которое установили родители в память о погибшем в 1925 году в Сибири сыне Сергее, бывшем солдате Якутской местной команды 1-й Стрелковой части 2-й бригады. Родителей и иных родственников солдата в селе уже не осталось, но памятник в хорошем состоянии. Местные жители хотят сохранить историю и передать её последующим поколениям. Такие вот неравнодушные  люди живут в Протягайловке.

Где бы ни был, тянет на Родину

Чтобы понять, кто такие протягайловцы, глава села Раиса Лукьянченко привела меня в гости к некоторым из них. Первым  был Семён Ефимович Иванченко. Мы долго жали на звонок, стучали в калитку и звали хозяина, который в это время, как и все жители села поутру, работал в огороде.

Бывший военный, рожденный в Бендерах,  рассказал,  что, побывав в разных странах, познакомившись со многими людьми, узнав обычаи других народов, имея выбор дальнейшего места проживания, всё равно вернулся  в родные края.

«После войны родители хотели «жить на земле», чтобы можно было прокормиться, вот и поселились здесь. Пока строили дом, жили в вырытом блиндаже. …Помню, как в колхозной конюшне фильмы крутили. Это был первый кинотеатр в моей жизни. Приезжала «передвижка», и мы, пацаны, рассаживались в ясли и смотрели кино – дюже интересно: бегают по полотну люди», – вспоминает  Семён Ефимович.

Не забыл и работу в поле, когда плуг был выше собственного роста. Говорит, тогда все пахали, трудились, никто «байдыки не бил» (не бездельничал). Лучшим лакомством в тяжёлое послевоенное время был подсолнечный шрот (отходы при переработке подсолнечника), ели его будто халву. Село всегда воспитывало человека труда, вот и Семён с 14 лет уже стал за станок Бендерской обувной фабрики. Окончил семилетку, потом вечерку, отслужил в армии – был призван в радиотехнические войска ПВО.

Он участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Там ему довелось встретиться и даже поговорить с Иосифом Кобзоном, который показался ему простым человеком из народа. Певец  тогда первым  приехал поддержать людей, работающих на станции.

Сейчас сельчанин на заслуженном отдыхе, занимается виноградарством и виноделием. Гордится, что в прошлом году вырастил гроздья по 6 кг. Подчёркивает: «Как бы хорошо ни было в другом краю, как бы хорошо к тебе там ни относились, всё равно тянет на родину, в родные места, к нашим людям».

Супруги Осиповы.

Надо сказать, что в Протягайловке живет немало семей, которые целыми династиями работали в колхозе, а потом на городских предприятиях – Иванченко, Ситченко, Луценко, Белан, Осиповы… К супругам Осиповым – Виктору Ивановичу и Анастасии Трофимовне – мы и отправились. Во дворе раскидана трава – сушится сено, будет на зиму корм для кроликов. И потекла неспешная беседа…

 Осиповы – одни из первых поселенцев в Протягайловке, выходцы из казаков. «Здесь вокруг столько диких черешен, орехов, абрикосов, виноградников росло, – говорят они.  – У нас на винограднике есть лоза, которой уже больше ста лет».

Большая семья легка на подъём. «Надо строить дом – собираемся все вместе, и дело спорится. Перекрыть крышу – тоже одним махом. Все вопросы решаем совместно, помогаем друг другу. Здесь мой отец родился, дед, прадед, я, мои дети и внуки. Когда семья собирается – не меньше 30 человек. Мы все живём дружно. У нас родственники разных национальностей – русские, молдаване, украинцы, и на праздники пока не перепоём все песни, не расходимся. А желание помочь, выручить друг друга передаём из поколения в поколение», – гордится родом Виктор Иванович. У него три брата и одна сестра.

Его дед Антон Фёдорович был активным участником по созданию в селе колхоза. Во время Великой Отечественной войны воевал в Югославии, Австрии, Венгрии.

Во время войны 1992 года от Осиповых в ополчение ушли три брата – Миша, Слава и Витя. Виктор Иванович был депутатом  горсовета, членом рабочего комитета города, председателем рабочего отряда мебельной фабрики.

… «Я так радовался, когда мой сын Роман окончил обучение и пришёл работать на фабрику.  Горжусь, что тут родился, тут живу, что здесь мои дети. Только один внук, который ходит в море, не с нами, но и его всё равно перетащу сюда, в село. Дома всегда лучше», – отмечает Виктор Осипов.

Заждалась нас в гости Меланья Бодачевская.  В селе  ее называют  Мария. Человек она известный, много лет работала в сельсовете – была и заместителем главы, и главой села. Это сейчас она отдыхает от работы, шутит: «Теперь, второй год, я наконец-то мама и бабушка. Но девочки (работники администрации села.–Прим.) не дают мне скучать, каждый день кто-то звонит что-то спрашивает».

Истории села и её жителям Меланья Бодачевская посвятила книгу «Любовь моя – Протягайловка» – плод работы 20 лет. Издание было выпущено в 2014 году к 200-летию села. «Здесь собрано всё, что я узнала, что сама видела, живу в Протягайловке уже 25 лет. Когда приехала, помню, грязь кругом – только в сапогах и ходили. Со временем село изменилось, стало краше. Я сама агроном, специализировалась на технических культурах (кукуруза, подсолнечник и сахарная свекла), а тут овощеводство – пришлось переучиваться, чтобы уметь работать в теплицах. Тогда они были на биотопливе», – говорит она.

Отмечает, что перед приездом в село сильно переживала по поводу языка, думала, что здесь все говорят на молдавском, которого она совсем не знала. Её родной – украинский, и его, как оказалось, в селе тоже почитают. И Меланья Терентьевна многие годы потом отвечала за организацию на праздниках украинского подворья. В Протягайловке в равных долях представлены русские, украинцы и молдаване, меньше  других национальностей. В целом же село русскоязычное.

«Заметила, что Протягайловка жила немного легче, чем другие сёла, возможно, из-за близости к Бендерам. В Каменском районе – в селах  Катериновка, Рашков, Валя-Адынка – сложнее, местным  этого не понять. Здесь всё более благоустроено.  Ещё мне нравятся протягайловцы своим дружелюбием. Вспомнить хотя бы войну 1992 года, тогда на защиту встали все жители. Когда в больницах отсутствовало электричество и пациентов нечем было кормить (только хлеб да вода), дали клич по селу, и люди приносили всё – домашние консервы («закатки»), сало… и медикаменты. Машина всё отвозила в роддом, городскую и железнодорожную  больницы», – вспоминает Меланья Бодачевская.

Умеют сельчане и повеселиться. Храм села, отмечаемый 14 октября, – событие для всех. На площадке перед Домом культуры разворачивается ярмарка, накрывают пышные столы с разными яствами, устраивают концерты.

Трепетно Меланья Бодачевская относится к корням,  родственным связям, дорожит ими. В доме у неё на стене – генеалогическое древо и множество фотографий, на которых запечатлены родные и друзья хозяйки. «Я счастлива! И люблю, когда родные собираются вместе. А Протягайловка – уже дом родной, моя любовь.  – И добавляет:  – В городе жить не хочу. У меня здесь и калина, и бузина растут. Ежи бегают, соловьи поют, фазаны завелись. Такое в городе вряд ли увидишь».

… Протягайловка далеко не маленькое местечко: 28 улиц и переулков, население – около трех тысяч человек.   Село живёт и развивается, бережёт свою историю, и сельчане надеются, что грунтовые дороги, по которым в дождь сложно передвигаться, всё же отремонтируют – укатают гравий или положат на них бетонные плиты.

P.S. Хлебосольство – отличительная черта местных жителей. Не отпустят, не угостив, могут даже обидеться.  И хозяева такие душевные, и воздух такой чистый, а виды, виды какие открываются взору! Зелёные просторы, и тишина, и спокойствие. Городскому жителю даже голову кружит. 

Фото автора.

Exit mobile version