В подростковом возрасте, смотря на супружеские пары, прожившие в браке больше 20-30 лет, всегда удивлялась: и как это им не надоело быть вместе? Ну не укладывался этот факт почему-то в голове. Что поделаешь: молодо – зелено! Конечно, спустя годы постепенно всё стало на свои места, на многие вопросы нашлись ответы, но, тем не менее, по долгу профессии, общаясь с семьями-юбилярами, старалась выведать их собственный рецепт счастливой семейной жизни. Но, оказывается, никакого рецепта и нет вовсе. Главное – любить и уважать друг друга. Все просто! Никаких тебе математических формул, химических соединений, соотношения физических величин и т.д. Но, к сожалению, как показывает практика, за последние десятилетия институт семьи потерял свои некогда прочные позиции.
Современные семейные психологи с ходу назовут вам не меньше двадцати причин участившихся разводов, дадут практические рекомендации, выпишут рецепт – работа у них такая, но поможет ли? Вопрос.
В России к решению данной проблемы подошли масштабно. В 2008 году по инициативе депутатов Государственной Думы на официальном уровне был установлен праздник – День семьи, любви и верности. Отмечается он ежегодно 8 июля. Эстафету с удовольствием переняли и мы, пропаганда семейных ценностей – дело хорошее и полезное. Данное летнее событие имеет символическое значение. Оно посвящено святым Петру и Февронии, жившим в ХIII веке, которые умерли в этот день, получив монашеский постриг незадолго до отхода в мир иной. Узы этих благочестивых людей стали в православной традиции одним из образцов верности и взаимной помощи.
Вообще было бы странно и удивительно потомкам славян не отмечать праздник, посвященный семье, поскольку ещё с древних времен она воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. И к тому же это весьма любопытно узнать, как жили наши далекие предки.
К истокам
В древнерусских семьях отношения регулировались согласно народным традициям, а также нормам христианской морали. Итак, жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж – в 12. По достижении брачного возраста родители юноши начинали поиск невесты. Найдя её, они посылали к родителям или родственникам девушки сватов из числа своих друзей или знакомых. Если «переговоры» проходили успешно, назначались смотрины. Родители невесты созывали гостей, среди которых была «смотрильщица» – родственница или «доверенное лицо» жениха. Она расспрашивала ничего не подозревающую девушку о разных вещах, испытывая её ум, оценивая характер и внешность. Затем следовало свадебное торжество, а за ним и семейные будни. Согласно древнерусским обычаям, жена и дети должны были во всём подчиняться мужу и отцу, которого называли «большой» или «большак». Среди его главных функций – руководство хозяйственной деятельностью семьи, а также грамотное распоряжение трудовой силы всех её членов. Кроме этого, глава семьи следил за общественной и религиозной нравственностью своих родных. А если они не слушались, ему разрешалось применять к ним телесные наказания. Запрещалось бить палкой, камнем, в глаз и в ухо, чтобы не причинить увечья. Можно было «поучать» плетью (её отец передавал мужу после свадьбы), но «наедине и «разумно». После наказания полагалось сказать ласковое слово и что-нибудь подарить.
Старшую женщину в семьях (жену большого) называли «большухой». Она распоряжалась всеми делами по дому. Если точнее, ведала семейными запасами, хранила семейные деньги, а также очень тщательно следила за порядком. Также главная женщина занималась распределением всей работы по дому среди членов семьи. Если же главный мужчина уезжал надолго на заработки, то функции главы брала на себя старшая женщина. Также «большухи» занимались скотом, земельными работами. Стоит отметить, что без ведома старшей женщины глава семьи не мог продать скот. После «большого» и «большухи» наибольшим авторитетом пользовался старший сын. К нему нужно было обращаться исключительно по имени-отчеству. Старшие сыновья практически во всем помогали главам своих семей. Например, они ездили вместе на ярмарки, занимались реализацией хлеба, покупали все необходимые товары и т.д. Помощницей свекрухи была жена старшего сына. Меньше всего в этой семейной иерархии повезло младшей невестке – «молодухе». Если свекровь или кто-нибудь из старших обижал её, муж, сам находящийся в низах социальной лестницы, не мог защитить жену, а только утешал. «Молодуха», прежде чем приняться за какую-либо работу, должна была попросить благословения у родителей мужа. Она не могла ни выйти на улицу, ни зайти к соседям без их разрешения.
Вообще, если говорить об обыкновенной крестьянской семье, то она имела большое количество бытовых особенностей. В то время семья представляла собой единое социальное тело. Семейно-родовые признаки являлись доминирующими. Историки утверждают, что на тот период времени трудно было что-либо делать без полноценной семьи. Например, без дружной семьи практически невозможно было иметь полноценное хозяйство, воспроизводить род и т.д. Людей, которые не имели семьи, считали вне религии.
Что касается расторжения брака, то в те времена это было редким явлением, возможным лишь в случае измены или вдовства одного из супругов. Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более трёх раз. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом.
Ячейка общества
Именно так позиционировалась семья в советское время, но произошло это не сразу. Революционные идеи начала XX века и Великий переворот 1917 года, в результате которого к власти пришли большевики, смяли, перевернули все прежние устои и традиции, по которым жило и развивалось российское общество на протяжении многих веков. Одни из самых основополагающих и фундаментальных устоев, всячески поддерживаемых православной церковью – заключение брака и крещение детей, права и обязанности супругов, основы семейной жизни, объявлялись поповским мракобесием и исключены из новой революционной действительности.
Новый Кодекс законов о браке и семье, принятый в 1926 году, ещё более усугубил маргинальную суть семейных отношений. Законодательством признавался действительным так называемый фактический брак, то есть достаточно было подтвердить факт совместного сожительства, ведения общего хозяйства, воспитания детей и продемонстрировать супружеские отношения перед посторонними (третьими) лицами. В итоге, из 10 заключённых таким нехитрым способом браков 9 распадались в течение года.
Но уже в тридцатых годах начался активный процесс формирования и укрепления советской семьи – ячейки общества. Убеждённые марксисты и пламенные революционеры, обладавшие преимущественно ораторскими талантами, но не способные к практической созидательной работе, уходили с насиженных партийных мест (далеко не всегда добровольно). Пришедший к власти товарищ Сталин, прагматик и реалист, прекрасно понимал, что страну надо поднимать в кратчайшие сроки, и граждане должны заниматься производительным и самоотверженным трудом, а не поисками очередного партнёра. Общинно-племенной строй ушёл безвозвратно, устойчивые семейные отношения надёжно цементировали общество, а государство позиционировало себя как одну большую семью во главе с мудрым, всевидящим Отцом.
В 1936 году был принят третий Семейный кодекс. Регулирование семейных отношений, демографической ситуации в стране взяло под неустанный контроль государство. Парткомы и профкомы активно вникали в жизнь каждой семьи, даже когда их об этом не просили. После смерти Сталина в Советском Союзе значительно изменилось отношение к советской семье, причём в лучшую сторону. Беременные женщины получили возможность быть с 8-го месяца беременности в декретном отпуске, а после рождения ребёнка могли растить своего малыша до 1 года, государство стало выплачивать пособия по беременности и родам, оказывало помощь неполным семьям. Строилось огромное количество новых садиков и школ, а в дела отдельно взятой семьи уже не так беспардонно вмешивались партийные и профсоюзные органы.
Каждый советский гражданин должен был создать семью по достижении определённого возраста. Обычно мужчины женились почти сразу, как только заканчивалась их служба в рядах Советской Армии, то есть лет в 20. Так было принято. Люди стремились не просто создать семью, а вступить в законный брак. Если человек по какой-то причине не спешил это делать, общество осуждало такое поведение. Существовал даже специальный налог на бездетность.
Конечно, не всё было так гладко, как кажется. Жили люди и в гражданском браке, заключались и фиктивные браки и по расчету, и статистика разводов была отнюдь не радужная. Но, тем не менее, большинство советских семей были крепкими. Общая идеология, которая пропагандировалась в государстве, находила отклик в сердцах простых людей. Узы брака государство всячески поощряло, активно помогало, делало молодоженам различные поблажки.
Но всё течет, всё меняется. В современном обществе на первое место выступают отнюдь не семейные ценности. Хотя многое зависит и от окружения, в котором вырос ребенок. Поэтому, прежде чем ругать социум и различные внешние факторы, взрослым стоит задуматься о модели своего поведения, взаимоотношениях со старшим поколением, ведь, как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Кстати, именно дети порой глубже и лучше понимают, что на самом деле есть семья, любовь, забота, верность.
Глазами детей
Катя, 10 лет: «Семья – это когда мама рожает детей, и они с папой остаются навсегда вместе».
Арсений, 7 лет: «Семья – это когда двое взрослых ищут друг друга, то есть свою любовь. Когда они находятся, то происходит свадьба, затем у них рождается ребенок. Вот так. И это должно произойти с каждым взрослым».
Артём, 6 лет: «Любовь – это когда мама даёт папе лучший кусочек курочки».
Ангелина, 8 лет: «Я знаю, что моя старшая сестричка любит меня, потому что она отдаёт мне все свои старые платья, а ей приходится покупать себе новые».
Олег, 6 лет: «Верность — это когда твоя собачка лижет тебе лицо, даже после того, как ты оставил её одну на весь день».
Максим, 7 лет: «Верность – это когда папа любит маму, даже если он уезжает в другой город».
Антон, 8 лет: «Забота – это когда отдаёшь младшему брату кофту, чтобы он не замёрз».
Андрей, 7 лет: «Забота – это когда тебе делают чай во время болезни. Я забочусь о маме, когда ей плохо, потому что люблю её».
Подготовила Ирина Круглова.
С детками общалась Анастасия Селецкая, студентка второго курса филологического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко, кафедра «Журналистика».