* Краснодеревщик – столяр, специалист по дорогим, сложным изделиям (по изготовлению мебели из красного дерева). Из словаря C.И. Ожегова
Начинать разговаривать со Станиславом Чеховским и Виталием Визитеу было непросто. Ребята сразу никак не могли понять, зачем о них решили писать, ничего особенного не сделали, работа ничем не примечательная, разве что людям многим нравится. Но не у них одних она такая.
Они повели меня в цех, показали готовые и незаконченные звенья ограждений крепостного рва. Они пахли сосной, эти тесаные доски, скрепленные друг с другом и по вертикали, и по горизонтали. Еще и покрытые специальным, водостойким лаком, под старину. Да это и понятно, ведь ограждения должны прийти к нам из того времени – из глубины веков.
Стас и Виталий признались, что работа в крепости их увлекала, заказ был (еще и остается) особенный, не массовый и необычный. Он назывался «Детский городок». Вроде все просто. Сразу представляешь крашеные качели, горки, заборчик… Но тут все покруче: крепость в миниатюре с башнями, зубчатой стеной… Будто в то время жили мастера, в ту эпоху, вместе с теми воинами, которые сражались с врагами, побеждали. «Эскизы, наверное, сами готовили?» – поинтересовался я. «Нет. Их нам художники принесли, – уточнил Виталий, – а до нас с историками, музейными работниками обсуждали. Мы уже потом в тему входили». Я понимал Виталия и Стаса. Они не просто столяры, они художники. Свое мастерство ребята показали и в других работах, выполненных в крепости. К примеру, главные ворота цитадели. Величественными, неприступными они получились. Правда, здесь мастера в один голос говорят, что в этом не только их заслуга: «Мы только металлический каркас обшивали». Еще дело их рук – беседки, скамейки…
«И где же ты всему этому научился?» – спрашиваю у Виталия Визитеу. Его рассказ получился короткий, но откровенный, для многих молодых, кто ищет сегодня себя в профессии, поучительный. В свое время городской центр занятости направил его на учебу на столяра на учебно-производственный комбинат, оттуда уже попал в РСУ-2. Своих первых наставников – Ивана Михайловича Витику и Афанасия Трофимовича Добровольского – помнит по сей день. «Таких людей, как они, терпеливых, умеющих и желающих бескорыстно передать опыт другим, к сожалению, мало – в наши времена многие стараются не раскрывать тайны своего мастерства, хотят, чтобы у них лучше других получалось». Виталий вспомнил свою первую самостоятельную работу – простую оконную раму, которую заказал в РСУ инвалид. Слепой человек долго водил руками по дереву. В заключение сказал: «Мне нравится, спасибо!». Потом таких рам, дверей, подоконников, лестниц у Визитеу было столько, что не сосчитать. И не только в Тирасполе и в его окрестностях. И в Москве, куда ездил на заработки, оставил о себе память. Там, работая в одной фирме, многому научился как краснодеревщик. Изготавливали мебель из массива для офисов и баров, жилых домов. Вот где было раздолье творчеству! Помогало современное оборудование – фрезерные, сверлильные, токарные станки, рейсмус, разные приспособления… Принцип работы на них такой же, как на тех, на которых работает сегодня в Тирасполе, но в остальном – предпочтительнее: мобильные, надежные, направленные на достижение высокого качества. И с деревом довелось поработать с разным и добротным. И с местным – сосной, ясенем, пихтой, дубом, к примеру, и с заморским сырьем. Запомнился комплект для рабочего кабинета, где вся мебель была покрыта шпоном из корня вишни. «Эксклюзив и только, – произнес Виталий, – в музей искусств можно было смело сдавать или на конкурс международный».
«Но почему оставил Москву»? – спрашиваю его. «Хотелось, чтобы такие вот работы, о которых Вам рассказывал, увидели и в родном городе, – отвечал Визитеу. – А больше, конечно, по родным скучал. В Москве – хорошо, а дома лучше, и дело не только в деньгах».
Хотелось ближе познакомиться с его напарником Стасом, но он был более молчаливым, ко всему еще усердно реставрировал одну из деталей старинной мебели. После обработки на станке тщательно вручную шлифовал шкуркой ее поверхность, то и дело сдувая пыль, доводил деталь до кондиции. Себя считает учеником Виталия, многому старается у него научиться. Те навыки, которые получил раньше при изготовлении корпусной мебели, а ею он занимался не один год, конечно, плюс, тем не менее, говорит, «до мастера мне еще далеко». А видя, как я наблюдаю за ним, уточнил: «Правильно думаете, в нашей работе спешки быть не должно, ведь вещи делаем неповторимые. Хочется, чтобы они были похожи на сказку». Виталий добавил: «Как Вы, когда пишете статью о своем герое, ищете удачные слова, так и мы стараемся создавать красивое. Вначале это через глаза, через сердце пропускаем, потом уже через руки». Вот такие люди трудятся на фабрике сувениров «Лучафэр».
Александр БОРИСОВ, г.Тирасполь.
Фото Виктора Громова