Домой Твои люди, Приднестровье Незабытые имена Коммунист, такой, каким должен быть коммунист

Коммунист, такой, каким должен быть коммунист

0

«Командиру партизанского соединения Богуну-Добровольскому Ивану Захаровичу – первому председателю Ближнехуторского Совета депутатов трудящихся, организатору колхозов села» – эти слова выбиты на памятнике, установленном на Ближнем Хуторе.

Улица Богуна и памятник первому председателю сельского Совета во многом обязаны своим появлением первому послевоенному руководителю Ближнехуторского сельсовета Федору Федоровичу Олейникову-старшему. Только благодаря его упорству была восстановлена память о Богуне-Добровольском, безвинно репрессированном в 1937 году.

Замечательный труженик, человек, живший всецело для людей, ветеран войны и труда Федор Федорович Олейников родился в 1908 году в бедной крестьянской семье. Его отец, Федор Алексеевич, механик железнодорожного депо в Бендерах, был из числа тех, кто в 1918 году отчаянно сопротивлялся румынским оккупантам. В 1919 году, когда Феде было 11 лет, отец погиб, сражаясь с петлюровцами под Уманью.

Пятнадцатилетним юношей Федор был избран секретарем комсомольской организации Ближнего Хутора. Активно участвовал в ликвидации безграмотности, строительстве первых зданий школы, сельской избы-читальни, создании сельхозартелей. В то время численность членов партии в приднестровских населенных пунктах была невелика. Поэтому комсомольцы считались первыми помощниками советских органов в борьбе с бандитизмом. Все они были членами специальных групп, охранявших военные объекты, линии связи, железнодорожную станцию в Тирасполе. Два раза в неделю комсомольцы Ближнего Хутора несли службу на границе.

В 1925 году Ф.Ф. Олейников стал делегатом первой Молдавской комсомольской конференции в г. Балте, участником всех съездов комсомола Молдавии. По путевкам комсомола строил Тираспольский консервный завод им. 1 Мая, Карагашскую оросительную систему. С 1929 по 1931 год служил в Красной Армии. В 1934 году после окончания Одесского Комвуза работал в Наркомземе МАССР в качестве агронома-организатора.

В июне 1941 года Федор Федорович, не колеблясь, встал на защиту Отечества. Его фронтовой путь был полон трагических перипетий. В самом начале войны он оказался в окружении, вырвавшись из которого, попал в штрафбат. Искупая кровью мнимые прегрешения перед Родиной, он до конца войны участвовал в боях на передовой линии. Освобождал Молдавию, Украину, Польшу. Дослужился до капитана. Награжден орденами Красной Звезды, Октябрьской Революции и многими медалями.

Федору Федоровичу после пребывания в штрафной роте неоднократно предлагали вновь вступить в члены партии, однако он всегда заявлял, что в партии уже был. Так и не восстановился в рядах КПСС до конца своих дней.

После демобилизации в ноябре 1945 года Ф.Ф. Олейников избирается председателем исполкома Ближнехуторского сельсовета. На этом посту Федор Федорович проработал 25 лет, до 1970 года.

Старожилы рассказывают, что председатель сельсовета проявлял неподдельную заботу о сельчанах. Сохранились воспоминания о том, как в тяжелые послевоенные годы Федор Федорович почти каждое утро сам встречал у школы ребятишек, неизменно спрашивая «Что вы сегодня ели?». Получив необходимые сведения, он делал всё, чтобы помочь семьям, где было самое тяжелое положение. Возможностями руководителя в личных целях он никогда не пользовался. Члены семьи Олейникова в 1946-1947 годах, как и многие другие в то время, собирали оставшиеся в поле после уборки колоски. Жили в старом бабушкином доме с земляными полами.

Ф.Ф. Олейников был автором и непосредственным исполнителем проектов электрификации, газификации и радиофикации села, водопроводной сети, планировки и застройки Ближнего Хутора, строительства стадиона, зданий социально-культурного назначения, памятника односельчанам – участникам Великой Отечественной, мемориала воинам-освободителям села…

Выйдя на пенсию, до последних дней он продолжал трудиться в колхозе им. Мичурина в качестве дорожного мастера. Это был человек кипучей, неуемной энергии. Он везде успевал, прекрасно знал и понимал людей, умел вдохновить словом и личным примером. И люди шли за ним. За беззаветную службу селу, честность и бескорыстие, односельчане назвали именем Олейникова одну из улиц Ближнего Хутора.

Сын Богуна-Добровольского Алексей Иванович писал в одном из писем Федору Федоровичу: «…Сегодня 50-летие образования СССР. В этот праздник я вспоминаю батька своего И.З. Богуна и тебя. Сколько сил и неимоверно тяжелого труда положено вами на алтарь Отечества. Я уже писал, что ты, Федор Федорович, по своему складу души – «преждевременный человек». Тебе жить бы в 2500 году. Но как хорошо, что есть на свете ты, и люди, глядя на тебя, делают переоценку. Ведь в твоем сердце всегда горит пламя борьбы против зависти, стяжательства, ты всегда готов прийти на помощь. А талант твой! Ведь ты одаренный художник-архитектор, агроном, строитель, садовод и механизатор. Вот поэтому за память, которую в моей душе ты оставил, я люблю и уважаю тебя как родного брата…».

А вот слова Евгения Ермолаевича Дьяченко, бывшего директора Тираспольского электроаппаратного завода, написанные в 1979 году: «Всегда помним тебя как верного сына советского народа, который задолго до 1941 года готовил себя и молодежь к смертельной схватке с врагом. В огне войны ты выстоял, вернулся с Победой и честно, беззаветно строил светлое коммунистическое общество, не требуя для себя ничего взамен. Это и есть ленинский стиль управления государством. Если бы мы все так трудились, то были бы значительно ближе к коммунизму. Этому надо учить и воспитывать людей, особенно – молодежь».

Лучшие качества отца унаследовал сын, Федор Федорович Олейников-младший. Комсомолец пятидесятых, коммунист восьмидесятых, почетный ветеран труда завода «Электромаш», в прошлом – заместитель председателя исполкома сельского Совета, и просто активный, неравнодушный человек, он особенно чувствителен к забвению опыта и заслуг старших поколений. По словам Федора Федоровича, ему не раз приходилось слышать высказывания отдельных «деятелей», заявлявших, что «при Советах» ничего путного сделано не было. На это всегда хочется ответить встречным вопросом: «Кем же, в таком случае, создано то, чем до сих пор пользуются современники: дома, в которых мы живем, предприятия, школы, Дома культуры?..».

Федор Федорович любезно предоставил редакции материалы о своем отце. Поистине, жизнь Олейникова-старшего настолько ярка, настолько тесно связана с ключевыми событиями минувшего века, что о ней в пору бы написать книгу. Возможно, имеет смысл создать сдвоенную биографию «Богун-Добровольский, Олейников» как отражение мировоззренческой преемственности строителей коммунизма, руководителей и активистов села в довоенные и послевоенные годы.

Михаил Фернет.

Exit mobile version