Было только предчувствие, жгучее желание что-то изменить, повернуть, сделать вопреки… Ход событий выстраивался логикой и темой юбилейного для музея года – 45-летия со дня открытия первой выставки. Как о нем рассказать, тем более показать, в таких небольших музейных залах?
Вопросов больше, чем ответов. И тогда нашлись люди и идеи. Сработал один общий «механизм» поступательного движения вперёд к новому открытию. Приоритет один – прорыв к зрителю через произведения из фондов и частных коллекций. По адресам разлетелись письма с приглашением на открытие сразу двух выставок: «Начало» и «От Мейсена до Шемякина».
В день юбилея в залах музея время отмеряли сценарием торжественного открытия выставок. Музей принимал поздравления от руководства республики и города, от представителей творческих союзов и прессы, от художников и зрителей. Вспоминали историю созданной в 1971 году Бендерской картинной галереи, как сорок пять лет назад у входа в картинную галерею выстроилась очередь. Ныне история повторилась – много зрителей, и, казалось, сам воздух был насыщен ожиданием новизны, большим интересом к коллекции фарфора из частных собраний. Для музея это первый опыт в экспонировании подобных коллекций.
Формирование фондов начал первый директор музея Алексей Васильевич Лосев, блестящий организатор, человек высокой духовной культуры. Ему удалось собрать великолепный творческий коллектив настоящих профессионалов: Н.В. Егоров, Т.К. Шабардина, Г.С. Чибук. Именно они собрали лучшую часть музейной коллекции.
В юбилейную выставку «Начало» вошло 135 фондовых произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Музей, впрочем, как и картинная галерея, немыслим без зрителя. В день юбилея музей учредил «Общество друзей Приднестровского государственного художественного музея». Его члены отмечены особыми «золотыми» значками с логотипом музея. В рамках праздника прошёл фотоконкурс «Музей отмечает юбилей», победители и участники которого награждены памятными дипломами.
Однако все ждали обещанного подарка – открытия выставки из частной коллекции «От Мейсена до Шемякина». Согласитесь, в самом названии уже заложена некая интрига, даже для профессионалов. И выставка оправдала ожидания её организаторов и зрителей.
Она раскрыла невидимую связь времён и культур, искусства и науки. Изделия европейского и русского фарфора конца XVIII – начала XXI веков разместились в новом для них музейном пространстве. В стеклянных витринах и пилонах с подсветками сверкают совершенной чистотой и идеально гладкой поверхностью чайные пары, блюдечки и блюда, чайнички и квасники, вазы и шкатулки, скульптуры малых форм придворных дам и кавалеров, одетых по моде XVII-XVIII веков, ангелов, запутавшихся в гирляндах роз, готовых раскрыть многовековые тайны…
Здесь можно узнать почти детективную историю о том, как в Европу пришёл фарфор, благодаря христианским монахам, которые завезли его из Китая. В XVI веке в Старом Свете продавался только китайский фарфор, доставляемый через весь континент и ценимый на вес золота. Дамы той эпохи носили фарфоровые черепки, как бусы, на золотой цепочке. В немецком городе Мейсен нашли формулу европейского фарфора. В 1710 году там открылась первая в Европе «Королевская Порцелановая Мануфактура», образцы которой представлены в музейных витринах.
Своя история у русского фарфора. Благодаря легендарным гжельским глинам выдающийся учёный XVIII века Д. Виноградов, друг М. Ломоносова, нашёл формулу фарфора и поспособствовал открытию в 1744 году в Санкт-Петербурге «Императорского фарфорового завода». По сей день здесь выпускают настоящие произведения искусства. Подтверждением тому служат представленные на выставке скульптуры малых форм выдающегося художника Михаила Шемякина.
Если столетия, пронизанные яркими красками и живыми линиями, вмещаются в один лист или холст художника, то для музея сорок пять лет – только начало, которое будет длиться бесконечно, от выставки к выставке, благодаря мастерам и зрителям, одухотворяющим пространство и время.
P.S. Наш музей открыт для посещений по адресу: г. Бендеры, ул. Коммунистическая, 77.
Алёна ЛАЗАРЕВА,
искусствовед-эксперт Приднестровского
государственного художественного музея.
г. Бендеры.