Домой Разное Литературный конкурс к юбилею республики Творческий литературный конкурс «С любовью к Приднестровью»

Творческий литературный конкурс «С любовью к Приднестровью»

0

Приднестровье моё

В нашем городе всё так или иначе связано с металлургическим заводом. Конечно, другие предприятия тоже важны, но ММЗ – это флагман страны. И когда мы слышим грохот «завалки» металлолома в печь, становится спокойно и радостно – приднестровская сталь будет сварена!

К началу 80-х я даже не подозревала, что где-то есть город Рыбница. Я училась в школе, потом в строительном институте, а большая история шла своим путём, и я была её маленькой частичкой, как и любой человек. Получив диплом, устроилась на работу в проектный институт.

В то время Правительство СССР объявило о строительстве трех идентичных металлургических заводов на территории нашей, тогда еще необъятной, Родины – в Комсомольске-на-Амуре, в Жлобине и в Рыбнице. Бригада, в которой работала я, занималась проектированием металлоконструкций молдавского завода. Я старательно чертила прогоны и подкрановые балки проекта, а в далёкой Молдавии уже готовили строительную площадку. Вскоре началось и строительство.

Строили завод всей страной – на комсомольскую стройку ехали люди со всего СССР, и она, полная оптимизма и трудового подъёма, «кипела». Наблюдая мощь развёрнутого строительства, я никак не могла понять, как все эти ямы-котлованы станут цехами – я была представителем авторского надзора от проектного института на строительстве завода.

Маленький провинциальный городок менялся на глазах. И мне очень захотелось стать частью и этого города, и масштабного строительства. Здесь судьба постаралась, и мне предложили работу куратором.

А комсомольская стройка пополнялась новыми кадрами.  Молодёжь заполонила улицы. Завязывались отношения, рождались новые семьи, а в них – дети. Численность населения быстро росла, и ударными темпами строились дома, детские сады, школы. Город помолодел, и появилось множество молоденьких мам с колясками.

Завод все больше становился похожим на промышленное предприятие и рос не по дням, а по часам. На месте котлованов встали цехи и мастерские.

…В период строительства металлургического завода маленькая Рыбница пережила невероятное потрясение. Событие поразило всех жителей города! Не прошло и 40 лет со дня Победы над фашистами, и еще были свежи воспоминания о прошедшей войне, которая принесла много горя и страданий, не забыты годы оккупации этой многострадальной молдавской земли. Тогда в Рыбнице и под Одессой хозяйничали и немцы, и румыны. Ужас был ещё и в том, что полицаями и карателями в родных местах становились земляки и соседи. Они собственноручно расстреливали взрослых и детей, иногда целые сёла. Одной девочке из приморского села повезло – она выжила. Девочка выросла и приехала в наш город к родственникам. Неожиданно девушка увидела человека, лицо которого врезалось в память, – это он расстрелял жителей её села. Собрав в кулак всю свою выдержку, девушка подошла к милиционеру и все ему рассказала. Мужчину задержали. Память девушку не подвела. Бывший каратель сменил фамилию и теперь жил в нашем городе. Совесть не мучила его. Сотни расстрелянных им людей оплакивали родственники, а он жил спокойно. Более того, выдавал себя за участника боевых действий и ходил на пионерские сборы в школы города, рассказывая о боях, о подвигах, которые он якобы совершил. Человек, имя которого он себе присвоил, действительно был героем и погиб. Следствие вела военная прокуратура. Приговор – расстрел!

…Время летело быстро, и вот завод построен! Оборудование отлажено! Первая плавка! Это грандиозное событие было приурочено к 60-летию образования МССР. Радости нашей не было предела. Ранее малоизвестный провинциальный городок «появился» на страницах всесоюзной прессы. А в январе следующего года завод запустили. Этот радостный факт был отмечен Правительством СССР. Мы стали настоящими металлургами! Прошло ещё некоторое время, и завод начал варить сталь, давать прокат и выполнять план. Он стал обычной составляющей металлургии огромной страны .

… Между тем, политическая атмосфера накалялась. Националисты Молдавии подняли головы – нам запретили разговаривать на русском языке. Лозунг: «Чемодан – вокзал – Россия!» стал привычным на страницах молдавской прессы и на экранах телевидения. Начались преследования и притеснения тех, кто не говорит на молдавском языке. Но Приднестровье не покорилось – провозгласило свою независимость!

…А в июне 1992 года началась война. Видимо, Мирча Снегур почувствовал себя Адольфом Гитлером и специально выбрал день, когда в школах проходили выпускные вечера. У моего сына тоже был выпускной. Мы ещё не знали, что в то время, когда мы веселились, в Бендерах рвались снаряды. «Расстрелянный выпускной» стал наряду с «Бендерской трагедией» одним из символических названий событий тех дней.

Слава Богу, боевых действий в нашем городе не было, но завод и заводчане принимали самое активное участие в обороне нашей маленькой непокоренной страны. Спасибо России – 14-я армия помогла нам отстоять свою независимость. Генерал Лебедь смог прекратить боевые действия. Тоненькая полоска земли вдоль Днестра отстояла право на жизнь. Все по-настоящему – с Президентом и Верховным Советом.

Много, очень много трудностей выпало на долю маленькой страны, но вот уже более четверти века – тридцать лет, этот непокорный островок свободы борется за своё выживание в бурном океане политических страстей. Металлургический завод, который прошёл сквозь многие препятствия и формы правления и собственности, снова стал государственным предприятием и плавит сталь во славу Приднестровья.

Жизнь нашу не назовёшь спокойной. Молдавия, теперь уже независимая Молдова, взяла курс на Румынию. Ясно, что нам с ней не по пути, но молдавские руководители упорно хотят сделать нас румынами. Постоянные блокады и создание трудностей и препятствий для непокорного Приднестровья – обычное дело для Молдовы. И мы уже не раз убедились в правильности своего выбора – соседи уверенно шагают в сторону Румынии и Евросоюза, а это не наш путь …

Тамара Базилевская
 г. Рыбница.

Exit mobile version