…Откричав, пардон, исполнив несколько вокальных сочинений на крыше (давали «Чешские песни для мужского хора» Бедржиха Сметаны), кот Тики вернулся домой, в семью. Хозяев, пардон, квартирантов, не было. Тики закусил ливерной колбаской, и приятная истома разлилась по всему его пушистому, холеному телу. Кот пододвинул торшер ближе к креслу и стал оглядывать комнату на предмет «что бы такое почитать». Но комната была вполне в современном духе, и ничего такого, из книг, в ней не наблюдалось. «Вегетарианского не держим-с».
И тут заскучавшему Тики на глаза попался учебник «Литературное чтение» для 1-го класса. Закинув ногу на ногу и нацепив пенсне, котяра открыл книгу.
«Дорогой первоклассник, теперь ты можешь прочитать всё, что пересказали и написали для тебя разные писатели». Звучало обнадеживающе. Тики был современным котом – многотомные собрания сочинений классиков его решительно не интересовали. И как хорошо, что в одной книге он теперь сможет «прочитать всё». Итак, в путь…
Но первые же две строки первого стихотворения вызвали неудовольствие эгоцентричного Тики: «Я сегодня занята// Нет мне дела до кота». Это что же получается, это как такое вообще можно допустить, чтобы до кота не было дела? Да кот, если хотите знать, самое главное, что может быть в жизни. Кормить и гладить по шерстке его всегда нужно вовремя, то есть когда того хочет кот. «Нет, неправильно мы воспитываем своих детей, неправильно», – подумалось Тики, но книгу он не закрыл.
Следующий стишок – «Читалочка»– ему понравился. Там рассказывалось про то, как хорошо уметь читать («Не надо к маме приставать»). Но вот задание к стихотворению немного обескуражило: «…Где, по-твоему, живут книги? А у тебя дома есть книги? Какие?». Тики печально оглядел красивые флизелиновые обои, на них – плазменную панель, стеклянный журнальные столик посреди комнаты с двумя или тремя каталогами от каких-то косметических компаний. М-да, дизайнеры постарались на славу… Но книгам здесь места не нашлось. Видимо, они не вписались в интерьер.
Сделав столь неутешительное наблюдение, Тики счел фразу на стр. 8 учебника откровенно бессмысленной: «Дружок, наверное, ты заметил, что мир книг очень разнообразен?». Неудивительно, что, машинально выполняя задание на этой же странице (собрать пословицы про знания и книги из нескольких перечисленных фрагментов), Тики дал маху: «Ум без книги, а знания из книг», «Кто книги читает – что птица без крыльев». Ещё несколько пословиц циничный Тики перефразировал: «Пока одни книги читают, другие золото добывают» и «Кто много знает, тот быстро умирает». Это был черный юмор, но такова была сермяжная правда жизни. Самому Тики было не до смеха. И вот с такими мрачными мыслями он подошел к разделу учебника под названием «И в шутку, и всерьез».
На стр. 10 Тики с удовольствием обнаружил загадки – загадки он любил и считал себя асом. Но первая же заставила кота вздрогнуть: «Есть у меня изба, камнем мощенная, беленая, не человеком возведенная, без окон, без дверей, кто живет в ней?». Тики впервые за долгое время закурил. Некоторое время он нервно шагал по комнате и медленно, но верно сходил с ума. Что бы это могло быть? Может быть, мамонт в вечной мерзлоте, мумия фараона, наскальные изображения в пещере Альтамира, карстовые отложения… Отчаявшись решить загадку для 1-го класса самостоятельно, Тики принялся искать правильный ответ в конце учебника, крутил его и так, и эдак (в журналах с кроссвордами ответы иногда печатали вниз головой)… Ничего.
Не можешь спросить у осени, спроси у «Яндекса». По привычке Тики полез в Интернет. И точно. По введенному запросу он получил ссылку на «Ответы Mail.Ru». Но там был не ответ, а вопрос, крик о помощи: дескать, ребенку в первом классе задали загадку, помогите, кто может… И ни одного внятного ответа. Несколько нелепых вариантов и… «Прием ответов закончен».
Сказать, что Тики пал духом, не выдержав испытание первым классом начальной школы, значит, ничего не сказать. Интернет не помог. Экстрасенсов он всегда считал шарлатанами. И тут совершенно случайно взгляд проницательных желтых глаз упал на самый последний абзац в нижней части страницы: «Исследуй признаки в других загадках и по ним отгадай загадки. Сложно? Воспользуйся рисунками-отгадками на стр. 10-11».
Ага! Так вот оно что! Рисунки! Как же это он сразу не догадался. Ну-ка, посмотрим, что за рисунки: забор, мальчик показывает на зубы, калина, солнце-луна, горький перец, лук, капуста, руки, цыпленок, град. Что из этого? Может быть, речь о языке? Ну, конечно, он, язык, живет за зубами, как в избе, «без окон, без дверей». Зубы беленые, особенно если паста отбеливающая. Но о чем тогда следующая загадка: «Под стрехою дома стоят мешки костяные в ряд?». Что такое «стреха», Тики знать не знал, ведать не ведал, но специально для таких, как он, слово было предусмотрительно помечено звездочкой. В разделе «Любознательному читателю» нашлось определение: «Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома». Значит, ответ: тоже зубы? Или нет? Что ещё за мешки костяные в ряд, что за Хичкок в приятной компании с Лючио Фульчи, Уэсом Крэйвеном, Дэвидом Линчем. Смотрите на больших экранах мистический триллер «Под стрехой».
Чем дальше в лес, тем больше Тики погружался в напряженную, гнетущую атмосферу голливудских страшилок: «Стоят два кола, на кольях – бочка, на бочке – кочка, а на кочке – дремучий лес». Он был в комнате один. Несколько раз скрипнула половица. Тюль на окне колыхалась… Немного разрядила обстановку другая загадка: «Сидит дед за подушками и стреляет галушками». К «галушкам» дано было пояснение: галушки – кусочек сваренного теста (украинское блюдо). Галушки – это хорошо. Галушки Тики больше понравились. Но с «бочками» и «кочками» он был в полном недоумении, как говорят продвинутые коты и кошки, в шоке. Губы беззвучно шевелились, перебирая варианты: забор, мальчик показывает на зубы, калина, солнце-луна, горький перец, лук, капуста, руки, цыпленок, град. Ну чисто заклинание, хорошо ещё, кот был не черным, а солнечно-рыжим.
Бедный Тики, озираясь, пошел на кухню («Красный Макар по полю скакал да в борщ попал»), сел на табуретку («Есть два стульчика: на стульчиках – бочка, на бочке – палочка, на палочке – дыня, на дыне – лес»), трясущимися руками («У каждого в мире найдете вы сами этих пять братьев с теми же именами») налил себе молока («Золотой ушел, серебряный пришел»).
И вот, в какой-то момент Тики, некогда отчаянно тянувшийся к знаниям, понял, что он, видимо, не читатель. По крайней мере, он понял, что читать – это очень и очень большой труд, и просто так, с наскоку, серьезную книгу не одолеть. «Ничего, – сказал кот самому себе, слегка подкрепившись молоком и как будто взяв себя в руки, – вот немного отдохнем и опять читать начнем. А я-то, грешный, думал, что дочка квартирантов в школе только школьную форму протирает».
И с большим уважением к учителям и детям, попеременно подергивая то передними, то задними лапками, пардон – ручками, Тики заснул. А снилось ему вот что…
Продолжение следует…
П. Васин.