На «Электромаше» прошел первый госэкзамен дуальной системы образования.
В этот день сдавали будущие сварщики. Дипломированными специалистами они станут несколько позже, когда им выдадут соответствующий документ. Экзамен проводится со строгим соблюдением мер безопасности – социальная дистанция, маски. Кстати, поэтому и сдавали всего 6 человек. Вскоре будут сдавать экзамены еще 2 группы.
Этот выпуск досрочный, и вызван он все тем же режимом ЧП. По словам Владимира Трандасира, генерального директора НП ЗАО «Электромаш», более возрастных работников предприятия отправляют домой, а заменить их некем – молодые сотрудники еще формально не завершили процесс обучения. Проблему удалось решить благодаря взаимодействию с минпросом и минэкономразвития: перенести сроки аттестации.
Учебный центр на «Электромаше» открылся год назад. Рабочие кадры на его базе готовят совместно с промышленно-строительным техникумом по системе дуального образования. Учат станочников широкого профиля, сварщиков и электромонтеров. Срок обучения – полгода (1 месяц теории и 5 – практики). Обучающимся платят стипендию, а по завершении курса выпускник получает диплом государственного образца и гарантированное трудоустройство.
По словам Валерия Землякова, начальника учебного центра «Электромаша», студенты числятся в промышленно-строительном техникуме, потому что у этой организации есть лицензия на образовательную деятельность. Техникум же дает теоретическую часть курса, а практическую берет на себя завод. А вот диплом выдает опять техникум. Это так называемая немецкая система дуального образования.
Что-то похожее было в Советском Союзе, там тоже у студентов были производственные и учебные практики. Но в этой системе практической части уделяется намного больше времени, поэтому она более эффективна и позволяет избежать вечной беды образовательных учреждений – нехватки современного оборудования. Ведь на заводе станочный парк модернизируют постоянно, а вот купить новейшую технику в каждый техникум или лицей невозможно. И это не только наша проблема: оборудование устаревало и в СССР, и очень часто выпускников ПТУ приходилось переучивать уже на заводе. Даже Германия, с ее огромным бюджетом, не может себе позволить поставить в каждое профессиональное училище современные станки. Поэтому и появилась такая система дуального обучения.
– На массовом производстве можно процесс разбить на множество простых операций, – говорит руководитель центра. – Там можно научить рабочего за пару недель нажимать кнопку или переставлять заготовку. У нас требования другие, у нас специалисты должны быть очень грамотными, знать технологии, уметь быстро переключаться между ними.
– Если изложить суть этой системы кратко, – продолжает он, – то получится так: работодатель определяет, чему учить. Учебное заведение определяет, как учить. А завершает процесс независимая аттестация.
– Но я вижу ваших сотрудников в экзаменационной комиссии…
– Дополнительная гарантия. Мы не заинтересованы в том, чтобы брать на работу плохо обученных людей.
– А вы не боитесь допускать к дорогому оборудованию вчерашних студентов?
– Бояться нужно, но с умом (улыбается). Конечно, никто не доверит ценный станок человеку, который не умеет с ним обращаться. А здесь нужно организовать сам процесс обучения так, чтобы минимизировать риск. Мы организовали. Есть наставничество, есть продуманные учебные планы, и в итоге к работе на сложном и дорогом оборудовании приступает уже готовый специалист.
Примерно как с летчиками получается. Самолет стоит очень дорого, поэтому сначала пилота учат теории, потом – полеты с инструктором, и только после строгих экзаменов допускают к самостоятельным полетам.
– Но карантин кончится, и что вы будете делать с теми, кого отправили домой? Ведь их места окажутся заняты сегодняшними выпускниками?
– Этой проблемы у нас нет. Работы хватит всем.
Сергей ИРОШНИКОВ.
Фото Виктора Громова.