Подготовка кадров в области информационных технологий, учитывая Стратегию развития республики на 2019-2026 годы вкупе с неминуемым переходом к цифровой экономике, выходит на первый план. Это вопрос достаточно полемический, который требует детального рассмотрения как ответственных министерств и ведомств (в первую очередь министерства экономического развития и госслужбы связи), так и профильных факультетов госуниверситета. Кого готовить в этой сфере и в каких количествах, при каких условиях?
За рубежом востребованность в IT-специалистах не менее высока, чем у нас. При этом популярность этой сферы среди абитуриентов только возрастает, но и отток специалистов тоже следует учитывать. С одной стороны, республике жизненно необходимы кадры в этой области в реальном секторе экономики, с другой, заявленная потребность государственных органов в данных специалистах на низком уровне. Различными точками зрения на эту тему поделились с газетой представители ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Николай Смоленский, первый проректор: «По всем специальностям в области информационных технологий ПГУ предоставляет 134 бюджетных места (из 25 – по системе среднего профессионального образования). Лидером в этой сфере является инженерно-технический институт, предлагающий по профилю «Информатика и вычислительная техника» 33 бюджетных места для бакалавров и 15 – для магистров. 134 – реальная и довольно высокая цифра, все места заполняются. Соотношение бюджетных и договорных мест – 50 на 50. Это действительно востребованные профессии, недобора по ним нет».
Алексей Долгов, проректор по информатизации и инновационным технологиям в образовании: «Банки и коммерческие структуры нуждаются в молодых IT-специалистах, но они не имеют права быть включенными в государственный заказ. Мы много говорим о цифровизации экономики, но кто будет воплощать эти проекты? Официальная потребность государственных предприятий – 6-7 специалистов в год, но в этой статистике не учитываются коммерческие предприятия, которые являются основными налогоплательщиками! Парадокс в том, что они лишены возможности заказать подготовку тех специалистов, которые им необходимы. Для нашей республики самое главное – это создание нового наукоемкого продукта, для чего нужны программисты. Но хороший программист вряд ли захочет пойти на работу в госструктуры, где зарплата в разы меньше.
Я полагаю, что количество бюджетных мест в сфере информационных технологий недостаточно. А специалисты нужны везде: от государственной архивной службы до сферы здравоохранения. В мире уже давно апробированы электронные поликлиники с электронными медицинскими карточками, вплоть до дистанционных консультаций врача.
Уверен, что мы можем развивать направление электроники, значит, нам нужны инженеры-конструкторы. Их не воспитать без изменений в старшей школе, где ощущается нехватка учителей-физиков и информатиков. Да и вопрос трудоустройства студентов по направлению по итогу зависает в воздухе. Нам надо выращивать некий «питательный бульон» для развития информационных технологий, нужны стартапы и инициативные люди, а без подготовленных специалистов и грамотного госзаказа он не появится».
Игорь Павлинов, директор Рыбницкого филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко: «Цифровая экономика меняет формат всех аспектов жизни: политической, экономической, социальной. Но цифровизация всех сфер жизнедеятельности не должна быть некоей иллюзией, которую сложно реализовать. Директору любого предприятия нужен и хороший бухгалтер, и хороший программист. Все профессии нужны и важны. Но более 60% выпускников-программистов не работают на государство, а занимаются фрилансом (работой на дому). Нужно идти по пути применения прикладной информатики в тех областях, которые необходимы государству.
В нашем обществе много «эффективных менеджеров», которые при этом не являются исполнителями. Сейчас наступила эра поиска и применения интеллектуально емких решений нестандартных задач с использованием IT-технологий в любой профессии. В будущем появится необходимость в проектировщиках, инженерах, обслуживающем персонале в области информационных технологий. Не стоит забывать, что приоритет в планировании и утверждении контрольных цифр принадлежит государству, которое должно внедрять IT-специалистов в различные сферы».
Иван Узун, декан экономического факультета: «В этом году наши студенты участвуют в программе по сдаче хозяйствующими субъектами форм отчетности в электронном виде. Ребята уже делают реальные проекты для государства. В общем мы взаимодействуем с девятью ведомствами. Кадров в сфере не хватает, но сложно сказать, что сами государственные органы заинтересованы в этих кадрах. Поэтому разбирающийся в IT-сфере студент зачастую становится самозанятым и работает по заказам.
На самом деле, не только программистов, но и экономистов у нас мало. В год – 37 бюджетных мест по бакалавриату и магистратуре, причем все магистры уже работают. Страдает и материально-техническая база обучения. Если мы увеличим набор студентов, мы не сможем обеспечить учебный процесс современным программным обеспечением.
Если подытожить, у нас есть спрос на специалистов, но работодатель не готов платить адекватную зарплату. Возникает разрыв между спросом и предложением.
У нас есть специальность «Бизнес-информатика» с профилем «Электронный бизнес». Она находится на стыке двух сфер, будущее – именно за такими универсальными специализациями».
Олеся Коровай, декан физико-математического факультета: «Многие наши студенты по направлениям информационных технологий (их на факультете три) устраиваются на работу, начиная со второго курса. Как правило, к нам в частном порядке в поиске кадров обращаются коммерческие предприятия, банки, госслужба связи, министерство финансов. Проблемы трудоустройства не существует, но нами отмечается осторожность частных предприятий при принятии молодых специалистов по распределению, так как они вынуждены будут взять на себя обязательства (контракт на три года), а у частников система выстроена иначе, нежели в бюджетной сфере. Конечно, эта ситуация создает определенные сложности.
Я полагаю, что нынешнее количество бюджетных мест отражает реальное количество желающих обучаться по данным направлениям. IT-технологии требуют особой подготовки в области математики, программирования, здесь не обойтись без таланта. Обучаться таким специальностям – это нелегкий хлеб. Переманивать людей, которые нацелились и имеют желание получить образование в другой области, не совсем правильно».
Феликс Бурменко, директор инженерно-технического института: «Я бы назвал IT-сферу элитарной в плане знаний. Школы зачастую не дают тех знаний по физике и информатике, которые понадобятся будущим студентам наших специальностей. Нужно увеличивать уровень подготовки по точным наукам в старших классах. Абитуриент, желающий идти по IT-направлению, должен получить минимум 60 баллов на экзамене по математике, чтобы в дальнейшем он мог освоить университетскую программу. Если мы увеличим число бюджетных мест, не факт, что прибавится количество талантливых абитуриентов.
Республика должна рассчитывать только на квалифицированных, качественных выпускников. Если мы увеличим число студентов-программистов, то может уменьшиться количество будущих промышленников, бизнесменов (вспомните ломоносовский закон сохранения). Подчеркиваю, что для IT-специалистов нужно создать социально-экономические условия, чтобы они не уезжали из республики».
Андрей ПАВЛЕНКО.