Узнав о новом проекте «География приднестровской кухни», организованном нашей газетой, решила, что непременно приму в нем участие. Ведь это настоящий подарок: возможность рассказать небольшую историю своей семьи, своей страны, своего народа сквозь призму кулинарного рецепта. Семья, традиции и еда – что может объединить всех нас лучше?
Блюдо это стало нашим семейным ближе к 90-м годам. Не удивлюсь, если и в ваших домах, дорогие читатели, начали его готовить тогда же. На Новый год, ко дню рождения, да и просто – если вдруг захотелось побаловать себя и своих родных вкусным десертом. Речь о черносливе с орехами, приготовленном в вине и подаваемом со сметанным кремом. И вот на протяжении не одного десятилетия этот десерт – нередкий гость на синханинском столе. Сказать честно, в нашей семье его всегда готовила мама. А я помогала. Не только есть, но и готовить. Пришло время перенять кулинарную эстафету. Потому уточняю рецепт у мамы и делюсь им с вами.
Нужно сказать, что детство моей мамы, коренной тираспольчанки, родившейся в 50-е годы, прошло в доме, что стоял на Кирпичном проезде. Семья ее в те годы жила скромно. И если им с сестрой хотелось сладкого, то в ход шли хлеб с маслом и сахаром, рис с вареньем или леденцы, приготовленные своими руками из жженого сахара на сковороде. Позже, когда у моей мамы появилась своя семья (муж и мы с братом), она любила баловать нас различными вкусностями и слыла отличной хозяйкой. Бралась за сложные рецепты, и блюда удавались. Любила готовить, угощать любила еще больше. На семейные праздники созывали всех родных. Праздничные столы ломились от угощений: биточки по-кишиневски, холодец, творожные шарики с чесноком, фаршированные яйца, горячие бутерброды с сыром, голубцы, запеченная на бутылке курица в аджике… На десерт – пончики из творога, «орешки» с заварным кремом или трубочки с ним же. Тут могли быть и дрожжевые рулеты с маком, орехами или вишней в собственном соку. И, конечно, незаменимый, легкий десерт: кисло-сладкий чернослив в винно-сметанном соусе, начиненный грецкими орехами. О нем и пойдет сегодня разговор.
Сам чернослив мама покупала, конечно, на рынке. А где же еще его можно было купить в те советские годы? Выбирала мягкий, крупный, черный, с глянцем. Пахнущий дымком, вяленый, а не сушеный. Без косточек чернослив был не таким сочным, потому дома приходилось заниматься аккуратным выниманием каждой косточки из сливы – так, чтобы не повредить плод. Разумеется, чернослив перед этим нужно было хорошо вымыть. Чтобы приготовить большую тарелку угощения, хватало полкилограмма. Грецкие орехи покупались в скорлупе, так как срок хранения очищенных ядер очень короток. Папа разбивал орехи колотушкой на разделочной доске, предварительно постелив на нее лист бумаги. Мы, дети, баловались и, пока родители не видели, кололи орехи дверьми, за что потом и получали «на орехи», но не грецкие, на другие. Разобравшись с нами, мама продолжала работу: удаляла ореховую скорлупу очень тщательно, чтобы потом никому не попался нежеланный «сюрприз» в десерте. Уже очищенных грецких орехов было около 250 граммов. Иногда мама обжаривала ядра орехов, но чаще всего – нет. Вкусно было и так, и эдак. Потом грецкие орехи делились на половинки, которыми и начинялась каждая слива. Подготовленные сливы складывались в кастрюльку, засыпались сахаром по вкусу и заливались красным вином. Мама всегда брала для этого случая «Кагор», вино сладкое, пол-литра. На небольшом огне сливы доводились до кипения. После чего кастрюля накрывалась крышкой, и чернослив тушился так еще 30-40 минут на самом «тихом» огне.
Те, кто говорят, что этот десерт готовится на раз-два, лукавят, не верьте им. В него нужно вложить не только душу, но и время. Мама снимала сливы с огня и давала им остыть, а потом убирала в холодильник или выставляла на балкон, если дело было зимой – часов на пять. И тогда чернослив, фаршированный орехами и тушенный в вине, был, по сути, готов. Но какой чернослив без сметанного крема? Это как… В общем, деньги на ветер! Потому мама брала 200 граммов жирной сметаны, такой, в которой, как говорится, ложка стоит (а такую можно было легко найти на рынке). Взбивала ее с сахаром и предлагала гостям начиненный орехом чернослив со сметанным кремом, политый винным соусом. Кстати, соус этот, пройдя термическую обработку, уже совсем не содержал алкоголя, потому десерт нравился не только взрослым, но и детям. Мама подавала его в большом блюде или порционно в креманках. Когда десерт постоит и пропитается, он становится еще вкуснее. Сложность в одном – дать ему пропитаться. До этого у нас с братом почти никогда не доходило. Ведь детские пальчики так и тянулись к сладкому лакомству. Эх, пора вспоминать немного забытое старое и приготовить этот десерт снова. Ощутить вкус и запах детства. А вместе с ними предаться чувству ностальгии.
P.S. Сегодня в нашей семье появляются новые традиции – на праздники мы часто готовим настоящий узбекский плов. Мой муж, хоть является русским по национальности и переехал в Приднестровье, будучи еще ребенком, однако раннее его детство прошло в Узбекистане. Среди арахиса, гор сухофруктов, сахарных дынь и арбузов, деревьев тутовника и приправ, таких, как барбарис, зира, кориандр, базилик… Но это уже совсем другая история. И о ней, быть может, чуть позже.
Татьяна Астахова-Синхани.