Домой Общество Чтобы города и сёла стали ботаническими садами

Чтобы города и сёла стали ботаническими садами

0

Нашу республику богатой лесами не назовёшь. Однако, как отмечалось  на недавнем расширенном заседании научно-технического совета при минсельхозприроды ПМР, с 1945 года площадь лесных угодий в Приднестровье увеличилась в три раза, но этого всё равно мало. Например, в среднем по Европе лесистость (отношение площади лесов к общей территории страны) составляет 17%. У нас же – 7,6%. В соседней Молдове уже давно задались целью довести этот показатель до среднеевропейского. И как заметил один из участников круглого стола , показывая на баннер министерства с изображённым поросшим лесом молдавским берегом Днестра: «Эти склоны были голыми».

Возможность есть, но нет спроса

Как раз современным методикам лесоустройства и было посвящено заседание совета. Но не только, обсуждались также новшества и в садово-парковом хозяйстве. Как отметил начальник управления внедрения инновационных технологий и информации Федот Цыбульский, каждый город, каждое село у нас должно стать ботаническим садом. По словам директора Республиканского ботсада Валерия Старыша, это вполне возможно, если бы на местах были заинтересованы в этом. А так спрос за малым исключением на посадочный материал декоративных растений отсутствует, и он вскоре за ненадобностью «пойдёт под топор». Меж тем цены на всю эту красоту, которую придётся погубить (чтобы место не занимала), как отметил Валерий Старыш, значительно ниже рыночных. Кстати, не только разведением окультуренных растений занимается ботанический сад, но некоторых местных дикорастущих видов. Есть здесь «Краснокнижная поляна», где произрастают редкие и исчезающие представители приднестровской флоры. Как вы понимаете, поляна создана не только (и даже не столько) в экскурсионных целях, сколько в научных и природоохранных. Это своего рода  резерв для сохранения видов, находящихся на грани исчезновения, ведь многие из них являются эндемиками, то есть растениями, чей ареал распространения сужен.

Валерий Старыш продемонстрировал видеокадры, демонстрирующие, в каком состоянии ботсад пребывал ещё несколько лет назад, –  засоренные  дикорастущими растениями коллекционные насаждения, пришедшие в негодность оросительные системы. Сейчас эти проблемы решены.  Заодно были продемонстрированы и небольшие  ролики о  проведенных работах по прокладке подземных коммуникаций и борьбе с последствиями прошлогоднего апрельского снегопада. Кстати, видеооператор за очищением деревьев от снега застал и участников нынешнего заседания с учёными степенями.

Учёные – лесоводам-практикам

Меры по сохранению биоразнообразия нашей республики стали подтемой доклада директора Республиканского НИИ экологии и природных ресурсов, кандидата сельскохозяйственных наук  Веры Рущук.  В основном же её выступление было посвящено новациям в воспроизводстве лесных угодий. Как отметила руководитель РНИИЭиПР, методики, которые применяются до сих пор в лесничествах республики, не приносят должного эффекта. Например, по её словам, санитарно-выборочные рубки хоть в общем и оздоравливают лес, но сами по себе не способствуют воспроизводству ценных видов (пород – этот термин в отношении древесных растений предпочитают использовать лесоводы) деревьев, например, дуба черешчатого. От корневищ срубленных деревьев естественным образом дают побеги сопутствующие дубу второстепенные по значимости деревья. Поэтому для того, чтобы дубравы со временем не превратились бы в сплошные насаждения, скажем, акации, необходимо прибегать к услугам питомников. Кстати, Вера Рущук в своём докладе указала на тенденцию последних лет – по распространённости в республике акация догоняет дуб черешчатый – пока что ещё самый часто встречающийся в приднестровских лесах вид (породу) деревьев.

Ещё менее продуктивна, по словам Веры Рущук, раскорчёвка после санитарных рубок. Как отметила директор научно-исследовательского института, при ней погибает полезная микфлора, теряется травяной настил, включая состоящий из редких растений, а животные лишаются нор и укрытий.

Столь же негативный эффект несут и старые методы борьбы с вредителями и болезнями декоративных растений. Ранее городские зелёные насаждения от всех щедрот опрыскивались химикатами. Гибла и вредная, и безвредная, и полезная живность. И не просто гибла. После такого вмешательства человека в их среду обитания животные навсегда отказывались селиться на обработанных ядами деревьях и вблизи их. Тираспольчане, разве вы не заметили, что в ваших дворах компанию крикливым грачам составили и птицы с куда более благозвучным пением? Это как раз и есть последствия того, что сплошная химобработка зелёных насаждений уже давно не проводится. Есть ли выход? О некоторых из методов, применяемых в Республиканском ботаническом саду в борьбе с вредителями и болезнями растений, рассказала ведущий научный сотрудник Ольга Антюхова. Кроме ловушек для вредных насекомых используются и методы для привлечения «на постоянное место жительства» и их собратьев, которые являются естественными врагами. В последнее время практикуются и «уколы» для деревьев – под кору вводятся препараты, усиливающие стойкость тех или видов к болезням и вредителям. Пока что в ботаническом саду экспериментируют с платанами. Если новация окажется успешной, то ее можно будет внедрять в лесопарковом хозяйстве республики. Всего, по словам Ольги Антюховой, на сегодняшний день зарегистрировано около 1000 видов вредителей и более 30 болезней декоративных растений. Среди них есть как давно известные, так и внесённые в этот перечень только в прошлом году. Мало кто знает, что до начала XX века чернила производились из наростов на листьях дуба. «Чернильные орешки», как их тогда называли (в Британии – «дубовые яблоки»), образуются личинками нескольких видов насекомых семейства орехотворок. А  те же платаны (это можно, в частности, наблюдать на тираспольской набережной) поражены недавно ввезённой из-за океана болезнью.

«Пунктирные» лесополосы

Очень много говорилось и о деградировавших в результате неэффективного землепользования сельхозугодий. Как, например,  отметила Вера Рущук, многие земли, находящиеся в ведении сельхозпредприятий, деградировали и практически не пригодны для этих целей, но принесли бы пользу,  если бы были переданы в гослесфонд. То же касается и полезащитных лесополос. Об этом, в частности, шла речь в докладе ведущего научного сотрудника ГУ «Республиканский научно-исследовательский институт экологии и природных ресурсов» Александра Мунтяна, в котором шла речь о защите почв от выветривания и вымывания плодородного слоя. По словам ученого, полезащитные полосы – хорошее средство для борьбы с ветровой эрозией почв. Кроме этого, лесопосадки удерживают влагу и являются местами обитания птиц и иных представителей животного мира. Правда, сегодня из 3203 га полезащитных лесополос таковыми с полным правом можно назвать лишь чуть более половины. Остальные – разреженные и перестойные.

По итогам расширенного заседания научно-технического совета при минсельхозприроды было решено издать отдельной брошюрой все рекомендации, высказанные учеными и лесоводами-практиками. При этом все участники сошлись во мнении в необходимости разработки и внедрения в жизнь государственной программы лесоустройства.

Кирилл Нефёдов.

Exit mobile version