Слово «санация» в переводе с латинского означает «оздоровление», вывод из предбанкротного состояния. Именно в нём ещё не так давно пребывал Бендерский речной порт. Его санацией занялась государственная управляющая компания (ГУК). И, надо сказать, небезуспешно. Речники третий год работают с прибылью. И, кстати, сами занимаются санацией – Днестра.
«Предприятие было в очень тяжёлом кризисе, с большой задолженностью по зарплате и налогам. Всё выплачено. Налоги погашены. И сегодня мы имеем прибыль. Всё самостоятельно – без кредитов, без помощи», – обрисовал ситуацию директор порта Юрий Алексеенко. Примечательно, что есть и зарубежные заказы. Начнём с судоремонта. В день, когда я побывал на предприятии, в плавучий док вводился один из трёх плавкранов. По словам Юрия Юрьевича, они не ремонтировались более тридцати лет, с тех пор, как распался Союз. За два дня до этого спустили на воду после капитального ремонта 600-тонную баржу. «Эту баржу спускали первый раз неделю назад. Это был технологический спуск. Во время ремонта полностью заменили днище. Спустили, проверили и снова поставили в док для устранения некоторых огрехов. Плавкран на ремонте находится недели две-три. Затем поставим следующую баржу. За ней уже тысячетонную», – заметил директор. Деньги на ремонт собственного флота бендерские речники заработали при восстановлении пассажирского теплохода «Легенда», принадлежащего частному лицу из Молдовы. Люди старшего и среднего поколения наверняка помнят работавшие на Днестре среднемагистральные «пассажиры» типа ВТ/ВТУ: «Кировск», «Лучафэрул», «Бируинца». Первый и есть нынешняя «Легенда». В цикле статей, посвящённых истории судоходства на Днестре, я ещё расскажу об этих теплоходах. Пока замечу, что единичным ремонтом иностранного судна зарубежные заказы не ограничиваются.
В последние годы в нашей республике озаботились восстановлением мелиоративного комплекса. Засуха конца прошлого – начала нынешнего года ещё более подстегнула аграриев подумать о возвращении своих угодий в разряд поливных земель. В возрождении мелиорации в Приднестровье активно участвуют и речники. В прошлом году они, по словам Юрия Алексеенко, очистили от ила всасывающее устройство насосной станции в Красной Горке Григориопольского района. В нынешнем поступил заказ от минсельхозприроды на проведение таких же работ ещё на трёх насосных станциях, расположенных от Бендер до Слободзеи. Портовики ждут окончания нереста. Какие-либо работы во время него запрещены. Насосная станция в Красной Горке стала своего рода рекламой Бендерскому речному порту. Поступили предложения о проведении таких же работ из-за рубежа. Румынская фирма готова заключить контракт на очистку от наносов двух мелиоративных станций в Молдове. Кишинёвские коммунальщики обратились за помощью в очистке главного всасывающего коллектора своей страны, снабжающего питьевой водой молдавскую столицу. Этот проект готов профинансировать Евросоюз.
Пока что переговоры прерваны из-за коронавируса. Но Юрий Юрьевич уверен, что эти потенциальные партнёры никуда не денутся. Ведь кроме приднестровских речников (есть ещё Рыбницкий речной порт) на Днестре больше никто не работает. Да, нынешний флот Бендерского речного порта невелик по сравнению с советскими временами – три буксира-толкача, три рабочих баржи и столько же требующих восстановления, три плавкрана, землечерпалка и два пассажирских теплохода. Но он есть! «Флот собираемся не только восстанавливать, но и модернизировать, – делится планами директор порта. – В этом году, если всё получится, планируем на одном из теплоходов поставить новые двигатель и редуктор. Они более практичные и экономные. В следующем году то же самое планируем проделать и с плавкранами. Ничего не будет порезано. Такой техники на расстоянии ближайшей тысячи километров нет. У Украины на Днестре нет флота. Раньше был. В Молдове – то же самое. Мы единственные, кто его сохранили, не порезали и не продали. А рекой надо заниматься».
Заняться рекой – провести её санацию. «Днестр в районе Дубоссар стал покрываться тиной. Есть места на реке, где при полной воде глубина 40 см и можно перейти вброд. Реку нельзя бросать. Её надо чистить, как и любой водоём», – считает Юрий Алексеенко. Проект по очистке русла Днестра разработан. Экологи добро дали. Сейчас он проходит согласование в министерстве экономического развития. В августе речники готовы приступить к работам.
Между тем есть и международный санационный проект. Ещё в прошлом году к бендерским речникам обратились власти Одесской области, обеспокоенные состоянием Днестровского лимана. Часть работ по его очистке уже проведена, но их продолжению помешал коронавирус и последовавшее закрытие границы с Украиной. После отмены карантинных мер очистка скорее всего продолжится. Всё зависит от финансирования украинской стороной.
Вообще Днестровский лиман рассматривается в Бендерском порту не только как источник заработка на экологических мероприятиях. Он так же, как и впадающий в него Днестр, по мнению руководителя, должен стать транспортной артерией, связывающей Приднестровье с соседними Молдовой и Украиной, а может – и со всем миром. «Я надеюсь на возобновление судоходства на реке. Думаю, работа будет. Мы не должны забывать, что самый дешёвый транспорт – водный. Этим надо пользоваться и зарабатывать деньги», – заметил мой собеседник. Коллеги из Белгород-Днестровского порта ждут-не дождутся, когда их предприятие снова заработает. А ведь он мог стать хорошей перевалочной базой между Бендерами и черноморскими вкупе с дунайскими портами Украины. Пандемия COVID-19 пройдёт, сельское хозяйство нашей страны оправится от потрясений этого года, снимут запрет на экспорт зерна. Но кроме зерна и прочих насыпных грузов баржи-площадки, имеющиеся в составе флота Бендерского речного порта, способны перевозить и контейнеры. По словам Юрия Алексеенко, молдавские и украинские власти не против, чтобы приднестровские речники возродили судоходство на Днестре. Есть некоторые недоговорённости по обустройству на реке пограничных и таможенных переходов в районе Маяки-Паланка.
В прошлом году в нашей стране была принята концепция развития туризма. Днестр на всём протяжении живописен. А если помните, уважаемый читатель, выше говорилось, что в состав флота Бендерского речного порта входят два прогулочных пассажирских теплохода: «Молдавия» и «Николай Грибанов». «Знаем, что в планах у руководства города сделать возле Бендерской крепости причал. Считаю, что это хороший бизнес и для нашего предприятия, и для республики в целом», – поделился планами участия порта в развитии туристической отрасли Юрий Алексеенко.
Несмотря на давность постройки (50-е годы прошлого столетия), это очень надёжные суда. Повсеместно в мире на реках и озёрах работают «экскурсионники» и постарше. Именно их возраст и привлекает туристов. Это всё равно, что поездка на ретро-автомобиле или путешествие на ретро-поезде, в который «впряжён» паровоз. И «Грибанов», и «Молдавия» относятся к типу «Москвич». Об этом, безусловно, эпохальном проекте речных судов, многими сотнями теплоходиков разошедшимся по рекам и озёрам всего бывшего СССР, пожалуй, автор этой публикации и посвятит следующую статью из цикла об истории судоходства на Днестре. Кстати, молдавская «Легенда», ремонт которой дал старт восстановлению собственных плавсредств Бендерского речного порта, примерно ровесница приднестровским «москвичатам».
P.S. Наблюдая, как медленно днестровская вода заполняет полость плавдока, куда на ремонт должны ввести плавкран (процесс ввода судна, как, впрочем, и его вывода, очень долгий и занимает несколько часов), подумал: «Ведь когда я начинал работать над этим циклом статей, предполагал, что он может стать эпитафией». К счастью, ошибся. История судоходства на Днестре продолжается…
Кирилл Нефёдов.
Фото Виктора Громова.