ЭтаЖи

0

Кончик носа

Уважаемая редакция, я попала в неловкую ситуацию: желая поучаствовать в фотоконкурсе, я не могу представить на него саму фотографию.

Однако снимки – это всего лишь материальное воплощение нашей внутренней лупы. Их, как и сновидения, можно оцифровать на компьютере, но в одном случае мы получим лишь белый лист и шипение газировки, которое примем за морской прибой, а в другом – потертую дружескую памятную фотокарточку, с которой чудным образом исчез ваш товарищ, и вы остались за полным яствами столом в одиночестве.

А дело было так. Я работала в очередную бессонную смену в нашем магазине «Петр» (хозяин двусмысленно назвал его в свою честь), что по иронии судьбы находится в микрорайоне Ленинском в Бендерах. Четверг, полчаса до закрытия, я валюсь с ног от усталости. К тому же, в пятницу мне обязательно нужно в университет – я заочно учусь на четвертом курсе исторического факультета, и совмещать работу с вузом это то же самое, что пробивать на кассе масло, молоко и сосиски Карлу Марксу. Пока же я засыпала на ходу, моя старшая коллега Олеся с героической улыбкой бегала как угорелая от мясного отдела к прилавку в такт писку кассового аппарата.

«Когда я, как и ты, заплетала свои кудри в конский хвост и училась, то спала каждый раз, когда мне представлялась такая возможность, – отрывисто и весело говорила она мне на ходу. – Вот я читаю Ницше в библиотеке, и моя голова уже клюет под лампой прямо в «Ecce homo». Вот я сдаю экзамен, мне попался вопрос о «Метели» Пушкина, и, пока преподавательница отвела взгляд, я улучила две минуты и заснула, подсмотрев все ответы закрытыми глазами. Так однажды я проснулась от короткого сна и обнаружила себя замужней женщиной с ребенком и татуировкой в виде ножниц на левом предплечье – самой счастливой из всех женщин нашего города. Так я поняла, что в этом магазине судьба уготовала мне долгую аспирантуру».

Под чириканье Олеси я сама не заметила, как то ли рабочий день закончился (я пришла домой и сразу же заснула), то ли впала в полусон прямо на рабочем месте. Мне приснилось, что на дворе шведско-турецкая война, а я в Бендерской крепости играю с королем Карлом XII в шахматы. Особенно странно, что во сне я ощущала себя мужчиной – министром короля Кристианом Гростхузеном. Над нами свистят турецкие пули – одна из них сбила белого коня визави, да так, что я икнула от страха. «Сдавайтесь, Карл, – заговорщицким мужским басом прошептала я строчки из конспекта. – В перестрелке вы потеряете кончик носа, а султан выпроводит вас из Бендер». Тут Карл сверкнул на меня своими синими глазами, и в них я узнала взгляд своей соработницы Олеси. «Иногда стоит пожертвовать кончиком носа, чтобы ты больше никогда в жизни не имел искушения совать его в чужие дела, – высоко рассмеялся собеседник, пока еще одна вражеская пуля не сбила белую пешку. – Ох ты, кажется турки на вашей стороне, но мата вам все равно не избежать!»

В этот момент в нашу комнату вбежал суровый, с блестящими глазами, крепким телом и тонкими и белыми, как у женщины, руками мужчина с донесением. В нем я тут же узнала Мазепу, как бы отходя ото сна, вспомнила, что в моем кармане есть мобильный телефон. Я судорожно достала его и сделала фотографию опешивших от удивления Карла XII и Мазепы, поставила ферзя между моим и его королем и крикнула что есть мочи чужим мужским голосом: «Мат!».

Так я проснулась под дикий хохот Олеси, которая уже закрывала кассу, за окном не свистели пули – этот звук заменяло гудение кондиционера, а за окном было видно, как осенние мушки собрались у фонаря на частную вечеринку. Только сейчас я заметила, что у Олеси едва заметно не достает кончика носа. Теперь я знала ее случай наверняка: в детстве, в дворовой игре, с ней произошел несчастный случай, и соседский мальчишка нанес ей теперь ставшее незримым увечье, играя в ножички. В магазине кроме нас оставался единственный посетитель, как две капли воды похожий на Мазепу из моего сна. Оказалось, что это муж Олеси, приехавший забрать ее.

 Я долго сожалела, что сновидческая фотография не оказалась реальной, иначе бы я непременно победила в вашем конкурсе. Размышляя об этой истории, я стала смотреть на Олесю другими глазами: теперь моей первоочередной целью стало обыграть ее в шахматы и закончить университет. Мой нос остался в целости и сохранности, и я ощущала себя все той же любопытной Варварой. А фотография словно застыла в моем воображении, и сейчас я по памяти, с закрытыми глазами, пишу дипломную работу о Карле XII: я сильнее всего хочу узнать, чем закончится моя шахматная партия.

Записал Андрей Радловский.



Как выглядит тридевятое царство?

Рассказываем об одной из премьер в кинотеатрах Приднестровья

Если вы не знаете, где находится планета Арракис, а история фрименов и дома Атрейдесов для вас пустой звук, значит вы не в курсе о Вселенной Дюны, которую создал американский фантаст Фрэнк Герберт еще в начале 1960-х. Впрочем, даже те, кто далеки от этого пласта фантастической литературы, услышали о «Дюне» – уже как о кинопремьере.

У автора этих строк отношение к новой экранизации «Дюны» было достаточно сдержанным. Во-первых, потому что этот цикл воплощать в киноформате вообще достаточно сложно. В 1984 году «Дюну» впервые снял мой любимый режиссер Дэвид Линч. Получился грандиозный провал, притом что фильм имел чуть ли не самый дорогой бюджет на тот период киноиндустрии. Впоследствии Линч даже убрал свое имя из титров. Существует версия о том, что Линч вовсе не хотел снимать нетипичную для него «Дюну», а согласился лишь потому, что мечтал «в награду» выбить денег под свою фирменную киноленту «Синий бархат».

В 2000 году вышел сериал по фантастической саге, визуально довольно слабый. Фанаты «Дюны» удивлялись: почему «Звездные войны» снимают так качественно, а идею «Дюны» реализовать не могут? Писатель Фрэнк Герберт шутил, что Джордж Лукас, режиссер «Звездных войн», должен ему «хотя бы ужин», указывая на собственное первенство в подобной тематике.

Вселенная Дюны – это далекий мир будущего, в котором людям пришлось отказаться от искусственного интеллекта и продвинутой вычислительной техники. И как следствие этого, человечеству пришлось развивать способности собственного тела. В этом мире царят феодальный строй и монополия на межзвездные перевозки Космической гильдии. Важнейшим веществом во Вселенной является «специя», без которой невозможны дальние космические перелеты. Единственным источником спайса является пустынная планета Арракис, на которой и происходит основное действие сюжета.

За дело берется Дени Вильнев – по поводу его экранизации «Дюны» и есть весь сыр-бор. У меня есть свое мнение на счет Вильнева: из фильма в фильм он переносит тусклые цвета и туман, на фоне которого происходят диалоги, и достаточно долгое (на два с половиной часа) развитие действия. Скептики ожидали эдакое продолжение «Бегущего по лезвию» (кстати, его он снимал по мотивам романа другого знаменитого фантаста – Филипа Дика). Но после просмотра «Дюны» Вильнева я бы поставил ей твердую «четверку». Не «пятерку» – потому что дома я бы все-таки эту экранизацию не осилил. Слишком много смысловых пластов, которым тесно в рамках кино (для кого-то даже покажется нудным, но не только «Сватов» же смотреть). Тем более, что фильм обрывается лишь на середине первой книги, а режиссер уже анонсировал, что будет работать над второй частью. Понимая масштаб фантастической саги, автор не стал делать халтуру. Вердикт – смотреть первую часть однозначно стоит, а какой будет вторая, один Бог знает.

Вильнев – не Линч (да никто не Линч, кроме Линча). Видно, что он вжился в Дюну не меньше, чем главный персонаж Пол Атрейдес. Герой растет на глазах в лучших традициях романа воспитания. Коренное население планеты, подобно евреям, ждет своего Моисея и осторожно присматривается к юному наследнику рода, которому только предстоит осознать свою высокую миссию.

Что же касается контекста, то картина показывает будущее человечества достаточно мрачным. Сам Вильнев говорит: «Чтобы предотвратить апокалипсис, людям нужно отказаться от экстремального капитализма и злоупотребления природными ресурсами». Добыча «специи», на которой завязан сюжет «Дюны», – это та же «золотая лихорадка», преследующая человечество на протяжении всей его истории.

Определенные опасения у меня вызывало отношение к «Дюне» молодых людей, т.н. «зумеров» лет 16-20 (возрастное ограничение кинокартины – 12+). «А смогут ли осилить?» – размышлял я, вспоминая, что нынче зумеры больше смотрят 15-секундные видео, и два с половиной часа для них равноценно прожитой жизни. Стоит признать, что мои предположения оказались ложными. Зал кинотеатра «Тирасполь» был полон – и в большинстве своем студентами. Оказывается, многие молодые люди ждали выхода этого фильма и даже бросились читать книгу, чтобы понимать фабулу. Это здорово, что нынешние студенты и старшеклассники не боятся вникать в эпические формы. Эпос как нельзя лучше развивает бесценное логическое мышление. Хотя автор «Дюны» думает несколько иначе: «Особенность человеческого сознания такова, что логикой всего труднее исследовать проблемы, связанные с глубоко личными мотивами. И тогда мы бродим вокруг в темноте и возлагаем вину за свои проблемы на все, кроме той единственной причины, которая в действительности мучает нас».

Никита Милославский.

Exit mobile version