Петр Федорович Настасюк, в 1987-1997 гг. – председатель колхоза им. Ленина в селе Парканы.
«Будучи депутатом Верховного Совета МССР в 1990 году, я принимал непосредственное участие в работе молдавского парламента после принятия закона о языках. Надежды у приднестровских представителей были очень большие: мы ехали в парламент с желанием решать накопившиеся вопросы. К большому сожалению, с первого дня приезда мы встретили сильное неприятие, несмотря на то, что даже не выдвигали никаких требований. Мы поняли, что народный фронт во главе парламента четко продвигал свою линию воссоединения с Румынией.
Несмотря на это, мы надеялись, что сможем договориться без обострения ситуации. Депутаты от Приднестровья создали партийную группу «Советская Молдавия», к которой примкнули представители Гагаузии и Бельц. Тем не менее, обсуждение особого статуса Приднестровья вызывало гневную реакцию – нас называли сепаратистами, а наши неоднократные обращения заканчивались криками и скандалами на сессиях.
Тогда мы приняли решение: собрать депутатов всех уровней Приднестровья, чтобы обсудить возможность создания свободной экономической зоны. Местом проведения первого съезда были выбраны Парканы: болгарское большинство села четко поддерживало позиции несогласия с законом о языках.
И при этом еще до 2 сентября, до II съезда, мы начали работать над формированием собственных органов власти. II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья был подготовлен в рекордно короткие сроки – за два месяца!
Здесь стоит указать очень важный момент. Кишинев по-прежнему оказывал давление, потому была создана комиссия от ПМССР, и более десятка наших депутатов отправились в парламент в Кишинев и выработали соглашение по мирному урегулированию конфликта, который назревал. Как сейчас помню, что работали мы до часу ночи. В течение пяти дней все военные формирования должны были быть разведены на 5 км от линии соприкосновения. Я до последнего верил, что у нас получится избежать военного конфликта. Однако уже через несколько дней Кишинев, невзирая на все соглашения, принялся наводить «конституционный порядок».
Я считаю, что в 1990 году другого выхода у нас не было. Мы, приднестровский народ, сделали все правильно. Желаю жителям ПМР той же сплоченности и общности взглядов, которые сопутствовали нам тридцать лет назад».
Андрей РАДЛОВСКИЙ.