Сегодня, в разные годы и даже столетия, произошли события, родственные по смыслу. В 1794-м в связи с революцией во Франции Екатерина II запретила продажу в России французских товаров. В 1863-м сёгун Токугава повелел изгнать из Японии всех иностранцев. В 1899-м в денверских газетах появились сообщения о предстоящем сносе Великой Китайской стены.
Попробуем рассмотреть отдельные эпизоды исторической киноленты как одно целое, в символической взаимосвязи.
Что касается российской императрицы, немногие знают: у самодержицы был довольно продолжительный период, когда она сама находилась под обаянием французской культуры, вообще всего «западного». У нее завязалась переписка с французскими философами-материалистами Вольтером и Дидро. Как полагают историки, это нужно было в порядке международного престижа – императрица тем самым показывала, что не чужда передовым идеям. Конец всякому «заигрыванию» с воинствующими безбожниками был положен революцией. Екатерину не могла не отрезвить отрубленная голова Людовика XVI, отсюда и крутой поворот в отношениях с «просвещенным Западом».
Сёгунат Токугава, столкнувшись с западной политикой колонизации (культурной и экономической), также вынужден был запустить механизмы самозащиты. Технически отсталой Японии предстояло отстаивать суверенитет. Однако стремление выдворить из страны иностранцев не устраняло причин их засилья. Государство раздирали внутренние противоречия, лишь обострившиеся в условиях появления «третьей силы» (к тому же, внутри западной коалиции не было единства: Великобритания и Франция делали ставку на различные силы внутри страны).
Как показывает опыт средневековой Японии, стремление защитить национальные интересы путем самоизоляции неизбежно приводит к отставанию в технической сфере. С другой стороны, культурная экспансия, разрушение традиционных, базовых ценностей становятся причиной смут, потрясений и, в конечном счете, распада государственного организма. Итак, нужна золотая середина. Как представляется, такой политической линии сегодня придерживается Китай. В стране, отошедшей от плановой экономики, активно развивающей передовые технологии, в то же самое время сохраняются вековые духовные основы.
К слову, сообщения о сносе Великой Китайской стены на излете девятнадцатого столетия были по договоренности опубликованы всеми газетами Денвера в США и оказались на поверку типичной газетной «уткой». Разносчики газет кричали: «Великая Китайская стена обречена! Пекин жаждет мировой торговли!». Но Пекин, как мы знаем, пошел другим путем.