-0.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Когда читаешь джаз

Николай Феч любит цитировать Егора Летова и смотреть фильмы Квентина Тарантино, печеная картошка нравится ему куда больше, чем суши, а его дочери совмещают тягу к искусству с занятиями дзюдо. В его наушниках в разное время суток играет классическая музыка и экспериментальный нойз, джаз и металл. Дружеской беседе, когда один дополняет другого и хвалит за интересные мысли, он предпочтет бурную полемику вплоть до обид и сарказмов, будь его визави приятели вроде фотохудожника Александра Паламаря или журналиста-историка Александра Корецкого. И если Феч не будет делать что-то из вышеперечис-ленного, он просто перестанет быть Фечом.


Николай из тех, кто предпочитает приходить на работу пораньше, а уходить – попозже. Если у редакции заметили его велосипед, значит, сегодня он поедет на дамбу или в Кицканский лес искать фактуру, вдохновение или цветок папоротника. Или просто фотографировать жестяные банки, изъеденные ржавчиной, на закате у Днестра. Это своего рода фечишизм.

«Фотографировать жестяные банки» – это без тени иронии. Художник рождается тогда, когда выучивается видеть космос в ближнем. На его счету три концептуальные фотовыставки. Первая, «Пролог», по его словам, это «природа, пропущенная сквозь мою душу». В «Другой земле» его локация существенно сузилась – это окраина Ближнего Хутора. Наконец, в «Солярисе», представленном в прошлом году в бендерском музее, Николай Феч продемонстрировал, что космос можно найти и не выходя из собственной квартиры. Потому, когда кто-то, придя на его очередную экспозицию и видя его фото жестяной банки на лоне природы, ехидничает: «Что это? Натюрморт?», мы лишь с удивлением пожимаем плечами. Мир не придуман так, чтобы вам все разжевывали и раскладывали по полочкам.

Только сейчас пришла пора коснуться темы «Феч-журналист». Все-таки вручаемая премия называется «Человек года», а потому на первом месте всегда должно быть человеческое. По образованию он историк, но не классический: тем присуща привычка смотреть назад и не замечать ничего перед собственным носом. Нет, это неплохо, это и есть задача классического, годного историка – обращать наше внимание на длину пройденного нами пути. Наш коллега скорее исследователь, который ищет эпическое. Никогда не быть ему классическим историком, как автору этих строк не быть объективным журналистом. С другой стороны, достигни он этой вершины, он просто перестанет быть Фечом.

О журналисте лучше всего скажут его проекты – это правда, но в первую очередь он должен быть просто интересным. Из последнего – наш коллега в литературном ключе препарировал «Гагарина и миф о Прометее». «Джазовые эксперименты с «Мичуринцем» (это о газете «Мичуринец», выходившей в Ближнем Хуторе, которую в 60-е годы прошлого века редактировал отец автора, известный в наших краях Юлий Феч). Там действительно много «джаза», который и перенял Николай Юльевич. Не знаю, ведет ли сын заочную журналистскую полемику со своим отцом или, наоборот, старается в литературном и культурном плане продолжать заложенные им традиции. Ему виднее. В официальном ключе это звучало бы так: «Николай Феч продолжает династию». Полагаю, у него есть собственное видение этого процесса, а задавать подобные вопросы напрямую – дело неблагодарное. Какой бы открытой ни казалась наша профессия, у нее намного больше потаенных углов, чем вы можете сосчитать в комнате.

Сейчас Николай Феч занят новым проектом «Шкатулка самоцветов», суть которого – поиск неограненных алмазов, историй из приднестровского фольклора. Фактуры – непочатый край, но при этом ее кроме него мало кто исследует вообще, во всяком случае, в роли исследователя и, что важно, патриота, а не культуролога.

На его счету много других проектов. В «Милой малой родине», запущенной нашей газетой и задуманной главным редактором Александром Карасёвым, он выступил автором-составителем. Кому интересно – два тома коллективного труда уже на полках библиотек. «Имя на камне» – многослойный полемичный труд о погребальных традициях нашего края в соавторстве с ученым Игорем Четвериковым и фотографом Александром Паламарем. «Моя семья в истории края» – еще одна книга, которую можно найти в приднестровских библиотеках. Так еще много можно перечислять, тут читать надо.

Не скажу, что тем студентам-практикантам, которые приходят в нашу газету и в наставники которым определяют Николая Феча, везет. Если он в плохом настроении, он обязательно раскритикует их пробную статью. Если в хорошем – тоже раскритикует и расскажет о матчасти. Как минимум – для будущих журналистов это сотворчество полезно, а как максимум – они поймут, что в такой профессии тебя вообще никто не обязан гладить по голове. И уж точно – если ты пришел в такой классический вид медиа, как газета. Если нашего коллегу называют «Человеком года», значит, нас читают, значит, не зря печатают на бумаге. Ведь мы делаем несколько по-другому, чем это делают в интернет- и аудиовизуальных СМИ. Или нам только так кажется?


Андрей ПАВЛЕНКО.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив