1.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Константин Цыкалюк. Продолжение следует.

Он себя почему-то скромно называет фотолюбителем. Я с ним категорически не согласна. Можно получить сто дипломов об окончании всевозможных курсов, можно числиться в тысяче союзов фотографов, можно обвесить своими работами миллион выставочных залов, а фотографом не быть все равно. Настоящим не быть. Тем, у которого чувство фотографии внутри. Которому Богом дарован этот талант – видеть, подмечать, выхватывать, передавать.


Константин Цыкалюк – фотограф. Которому дано. Который, казалось бы, в обычном видит прекрасное, или ностальгическое, или родное. Непременно то, что затронет. Что откликнется в душах людей. Не только потому, что сам фотограф искренен, не только потому, что наполнен, но и потому, что одарен. Вот окно, словно из нашего с вами детства. Вот купол храма изнутри, украшенный образами святых, высвеченных солнцем через оконца. Вот на подоконнике старинная керосиновая лампа и засохшие цветы в вазе – от этого образа веет грустью, чем-то забытым, но дорогим. И почему-то вспоминается моя добрая бабушка с мягкими, словно из ваты, руками. А вот на стекле машины – дождь, он затуманивает все вокруг, но мой город все равно узнаваем, зябок, неуютен. И чем неуютнее снаружи, тем комфортнее внутри, в салоне машины. Я физически ощущаю себя в ней. А вот скамейка на краю земли. Сквозь рейки ее спинки светит яркое-яркое солнце, закатное, которое так жизнеутверждающе прорывается к нам.

За его фотографиями хочется наблюдать, рассматривать их все дольше и дольше, надеясь, что будут еще, что не закончатся. Что закончатся не скоро. Что продолжение следует. Ведь Константин Цыкалюк умеет как-то по-особенному видеть жизнь вокруг. В ее разнообразии, в ее неповторимости, с необычных ракурсов и в самых разных настроениях. Я смотрю на его работы. Я улавливаю эти настроения. Я настроена на его волну. Ему удается это делать с людьми, со зрителями: настраивать на свою волну. И работы его дарят надежду. Что жизнь все же скорее прекрасна, нежели сложна. Да, именно так: скорее прекрасна. Точно – прекрасна.

– Почему вы решили заняться фотографией?

– Я всегда тянулся к фотографии, так как мой отец был фотограф-любитель. У нас дома были два фотоаппарата, оба я благополучно разобрал, когда мне было всего пару лет. Когда в начале двухтысячных начали появляться первые цифровые фотоаппараты, которые имели разрешение 3 мегапикселя максимум, я искал по всем знакомым возможность одолжить на какое-то время это чудо техники, чтобы просто запечатлевать все вокруг. Никаких уроков в то время отыскать было невозможно, поэтому я шел на ощупь. Я был строг к себе. Считал, чтобы стать хорошим фотографом, нужны хорошее оборудование и талант. А тогда был уверен, что у меня нет ни того, ни другого. Хочу сказать каждому, кто хочет заниматься этим видом искусства, словами известного фотографа Билла Брандта: «Фотография – не спорт, у нее нет правил. Все должно быть испробовано». Сказал бы мне кто-то это двадцать лет назад.

– А кто вы по образованию?

– Инженер-технолог, окончил наш ПГУ в далеком 2006 году. С тех пор работаю по профессии. Но стараюсь находить время для любимого занятия.

– Что нравится больше всего фотографировать?

– Эмоции. Обожаю ловить живые моменты. Даже когда ко мне приходят на портретную съемку, стараюсь, чтобы человек расслабился и не замечал, что его фотографируют. Люблю весь спектр – смех, радость, страх… Крупным планом взятое лицо. Сейчас подобный вид фотографии считается моветоном, но для меня важно запечатлеть эмоцию, «поймать» человека так, будто он и не знал, что рядом фотограф.

– Есть ли у вас кумиры в фотографии?

– В детстве у меня была фотокнига, которая называлась «Днестр». Это было путешествие советских фотографов от истоков Днестра до самого Черного моря. Я часто перелистывал этот альбом и мечтал, как увижу эти места, сам сфотографирую их. И в каком-то смысле именно эта фотокнига стала неким стимулом. А фотографы, которые проделали этот невероятный путь по Днестру, и есть мои кумиры.

– Бываете ли на выставках местных фотографов?

– Недавно в ГДК прошла выставка фотографий учеников Михаила Блонштейна. Там у меня родилась идея сделать снимок на фоне фотографий. Мне очень нравится творчество советского периода этого приднестровского фотографа, и многие его ученики смогли немало перенять у него. Стараюсь посещать интересные фотовыставки. И рад, что у нас немало талантливых людей, которые вкладывают в это дело душу. В следующем году, кстати, один из учеников Михаила Блонштейна, Валентин Чемякин, уже планирует собственную выставку.

– Фотография коммерческая и творческая – как совмещать, и возможно ли это?

– Для меня эти вещи не должны исключать друг друга. Знаю у нас и в Молдове много фотографов, которые успешно совмещают эти два направления. Здесь главное – коммерческую съемку не превратить в конвейер, тогда просто не останется ресурса для творческой. Знаю такие примеры, когда человек снимает для заказчика и пытается воплощать свое видение в процессе работы. Нередко большая часть таких фотографий в итоге не нравится ни фотографу, ни заказчику. Так как для меня это хобби, у меня есть свобода. Но для тех, кто зарабатывает на жизнь, будучи по профессии фотографом, важно уметь сохранить баланс и не перегореть, как говорится.

– Как считаете, что значит быть профессионалом в фотографии?

– Некоторые признанные фотографы пытаются определить профессионала как человека, который способен заработать на хлеб фотографией. Довольно простое и топорное определение. Тут же будет и членство в профессиональном союзе, и выставки как доказательства профессионализма. Но я считаю, что грань между профи и не профи тонкая. Есть люди, которые далеки от творчества, но глубоко знают техническую часть. И есть другая крайность: человек может видеть просто потрясающе, но абсолютно при этом не понимать, как с помощью фотоаппарата отобразить свое видение. Для меня профессиональный фотограф – это человек, который умеет совмещать техническое и творческое начало в своих работах.

– Что нужно, чтобы получилось не просто хорошее фото, но и что-то близкое к произведению искусства?

– Фотография сама по себе уже искусство. Многие добавляют в свои работы невероятную сверхсочность, а благодаря современным редакторам это можно сделать в одно нажатие. Но то, что перекликается с моими ощущениями, так это черно-белая фотография, она вызывает невероятные эмоции. Минимализм, черно-белое изображение – это уже искусство фотографии в его первозданном виде.

– Как считаете, что должна нести людям фотография?

– Есть фотографы, которые хотят показать некую эстетику, и людям нравятся такие работы, они уютные. Но и забываются сразу, как только вы их закроете. Но если фото вызвало у вас яркие эмоции, оно запомнится надолго.

– Можете пересматривать свои старые работы с удовольствием, или они кажутся вам недостаточно сильными?

– Пересматриваю с критической точки зрения: а мог ли я сделать по-другому? Может, стоило иначе скадрировать. Применить другую обработку. Пару лет я делаю для себя альбомы со своими снимками. Это интересное приключение, особенно когда некоторые работы забыты. Смотришь на фото, оно тебе нравится, и только потом вспоминаешь, что это ты его и сделал.

– Есть снимок, который кажется максимально удачным сейчас?

– Я люблю минимализм. Вот снимок: мужчина на велосипеде поднимается сквозь туман в гору. Есть еще одна работа. Это фото местной природы, я сделал его на Днестре в районе села Красногорка. Думаю, всем приднестровцам знакомо это место.

– Как ваши родные относятся к тому, что вы фотограф?

– Они поддерживают меня. Иногда выступают в качестве основных цензоров, иногда ездят со мной на фотоохоту. Супруга тоже человек творческий, помогает с реквизитом для постановочных фотографий. Меня радует, что дочь на прогулках пробует фотографировать что-то самостоятельно, советуется. К сожалению, как все начинающие фотографы, игнорирует азы. Но я был таким же, думаю, и это придет со временем.

– Вы много путешествуете. Замечаете интересное и у себя в родном городе. Это уже профессиональное, иметь глаз-объектив?

– Стараюсь развивать в себе взгляд туриста, чтобы и дома подмечать что-то интересное. Это важный навык, ведь мы настолько привыкли к тому, что нас окружает, что просто не замечаем, как красив наш родной край, какие загадки он в себе таит. А ведь элементарный поход в дендропарк может обернуться десятками загадочных фотографий. А Слободзея? Разве мы представляем себе, что там может быть что-то таинственное, когда произносим название этого населенного пункта? Но если хорошо поискать, то можно найти там интересные места. А взгляд фотографа, или, как вы сказали, глаз-объектив, в какой-то степени это уже профдеформация… Иногда я могу остановиться, сделать два шага назад, так как глазами поймал ракурс, который мне вдруг захотелось запечатлеть. Как было недавно: я заметил любопытный ракурс конструкции. Не назовешь это фото шедевром, конечно, но, если взгляд цепляет, значит фотография была сделана не зря.


Мила ИВАНОВА.

Фото Константина Цыкалюка.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив