Он себя почему-то скромно называет фотолюбителем. Я с ним категорически не согласна. Можно получить сто дипломов об окончании всевозможных курсов, можно числиться в тысяче союзов фотографов, можно обвесить своими работами миллион выставочных залов, а фотографом не быть все равно. Настоящим не быть. Тем, у которого чувство фотографии внутри. Которому Богом дарован этот талант – видеть, подмечать, выхватывать, передавать.
Константин Цыкалюк – фотограф. Которому дано. Который, казалось бы, в обычном видит прекрасное, или ностальгическое, или родное. Непременно то, что затронет. Что откликнется в душах людей. Не только потому, что сам фотограф искренен, не только потому, что наполнен, но и потому, что одарен. Вот окно, словно из нашего с вами детства. Вот купол храма изнутри, украшенный образами святых, высвеченных солнцем через оконца. Вот на подоконнике старинная керосиновая лампа и засохшие цветы в вазе – от этого образа веет грустью, чем-то забытым, но дорогим. И почему-то вспоминается моя добрая бабушка с мягкими, словно из ваты, руками. А вот на стекле машины – дождь, он затуманивает все вокруг, но мой город все равно узнаваем, зябок, неуютен. И чем неуютнее снаружи, тем комфортнее внутри, в салоне машины. Я физически ощущаю себя в ней. А вот скамейка на краю земли. Сквозь рейки ее спинки светит яркое-яркое солнце, закатное, которое так жизнеутверждающе прорывается к нам.
За его фотографиями хочется наблюдать, рассматривать их все дольше и дольше, надеясь, что будут еще, что не закончатся. Что закончатся не скоро. Что продолжение следует. Ведь Константин Цыкалюк умеет как-то по-особенному видеть жизнь вокруг. В ее разнообразии, в ее неповторимости, с необычных ракурсов и в самых разных настроениях. Я смотрю на его работы. Я улавливаю эти настроения. Я настроена на его волну. Ему удается это делать с людьми, со зрителями: настраивать на свою волну. И работы его дарят надежду. Что жизнь все же скорее прекрасна, нежели сложна. Да, именно так: скорее прекрасна. Точно – прекрасна.
– Почему вы решили заняться фотографией?
– Я всегда тянулся к фотографии, так как мой отец был фотограф-любитель. У нас дома были два фотоаппарата, оба я благополучно разобрал, когда мне было всего пару лет. Когда в начале двухтысячных начали появляться первые цифровые фотоаппараты, которые имели разрешение 3 мегапикселя максимум, я искал по всем знакомым возможность одолжить на какое-то время это чудо техники, чтобы просто запечатлевать все вокруг. Никаких уроков в то время отыскать было невозможно, поэтому я шел на ощупь. Я был строг к себе. Считал, чтобы стать хорошим фотографом, нужны хорошее оборудование и талант. А тогда был уверен, что у меня нет ни того, ни другого. Хочу сказать каждому, кто хочет заниматься этим видом искусства, словами известного фотографа Билла Брандта: «Фотография – не спорт, у нее нет правил. Все должно быть испробовано». Сказал бы мне кто-то это двадцать лет назад.
– А кто вы по образованию?
– Инженер-технолог, окончил наш ПГУ в далеком 2006 году. С тех пор работаю по профессии. Но стараюсь находить время для любимого занятия.
– Что нравится больше всего фотографировать?
– Эмоции. Обожаю ловить живые моменты. Даже когда ко мне приходят на портретную съемку, стараюсь, чтобы человек расслабился и не замечал, что его фотографируют. Люблю весь спектр – смех, радость, страх… Крупным планом взятое лицо. Сейчас подобный вид фотографии считается моветоном, но для меня важно запечатлеть эмоцию, «поймать» человека так, будто он и не знал, что рядом фотограф.
– Есть ли у вас кумиры в фотографии?
– В детстве у меня была фотокнига, которая называлась «Днестр». Это было путешествие советских фотографов от истоков Днестра до самого Черного моря. Я часто перелистывал этот альбом и мечтал, как увижу эти места, сам сфотографирую их. И в каком-то смысле именно эта фотокнига стала неким стимулом. А фотографы, которые проделали этот невероятный путь по Днестру, и есть мои кумиры.
– Бываете ли на выставках местных фотографов?
– Недавно в ГДК прошла выставка фотографий учеников Михаила Блонштейна. Там у меня родилась идея сделать снимок на фоне фотографий. Мне очень нравится творчество советского периода этого приднестровского фотографа, и многие его ученики смогли немало перенять у него. Стараюсь посещать интересные фотовыставки. И рад, что у нас немало талантливых людей, которые вкладывают в это дело душу. В следующем году, кстати, один из учеников Михаила Блонштейна, Валентин Чемякин, уже планирует собственную выставку.
– Фотография коммерческая и творческая – как совмещать, и возможно ли это?
– Для меня эти вещи не должны исключать друг друга. Знаю у нас и в Молдове много фотографов, которые успешно совмещают эти два направления. Здесь главное – коммерческую съемку не превратить в конвейер, тогда просто не останется ресурса для творческой. Знаю такие примеры, когда человек снимает для заказчика и пытается воплощать свое видение в процессе работы. Нередко большая часть таких фотографий в итоге не нравится ни фотографу, ни заказчику. Так как для меня это хобби, у меня есть свобода. Но для тех, кто зарабатывает на жизнь, будучи по профессии фотографом, важно уметь сохранить баланс и не перегореть, как говорится.
– Как считаете, что значит быть профессионалом в фотографии?
– Некоторые признанные фотографы пытаются определить профессионала как человека, который способен заработать на хлеб фотографией. Довольно простое и топорное определение. Тут же будет и членство в профессиональном союзе, и выставки как доказательства профессионализма. Но я считаю, что грань между профи и не профи тонкая. Есть люди, которые далеки от творчества, но глубоко знают техническую часть. И есть другая крайность: человек может видеть просто потрясающе, но абсолютно при этом не понимать, как с помощью фотоаппарата отобразить свое видение. Для меня профессиональный фотограф – это человек, который умеет совмещать техническое и творческое начало в своих работах.
– Что нужно, чтобы получилось не просто хорошее фото, но и что-то близкое к произведению искусства?
– Фотография сама по себе уже искусство. Многие добавляют в свои работы невероятную сверхсочность, а благодаря современным редакторам это можно сделать в одно нажатие. Но то, что перекликается с моими ощущениями, так это черно-белая фотография, она вызывает невероятные эмоции. Минимализм, черно-белое изображение – это уже искусство фотографии в его первозданном виде.
– Как считаете, что должна нести людям фотография?
– Есть фотографы, которые хотят показать некую эстетику, и людям нравятся такие работы, они уютные. Но и забываются сразу, как только вы их закроете. Но если фото вызвало у вас яркие эмоции, оно запомнится надолго.
– Можете пересматривать свои старые работы с удовольствием, или они кажутся вам недостаточно сильными?
– Пересматриваю с критической точки зрения: а мог ли я сделать по-другому? Может, стоило иначе скадрировать. Применить другую обработку. Пару лет я делаю для себя альбомы со своими снимками. Это интересное приключение, особенно когда некоторые работы забыты. Смотришь на фото, оно тебе нравится, и только потом вспоминаешь, что это ты его и сделал.
– Есть снимок, который кажется максимально удачным сейчас?
– Я люблю минимализм. Вот снимок: мужчина на велосипеде поднимается сквозь туман в гору. Есть еще одна работа. Это фото местной природы, я сделал его на Днестре в районе села Красногорка. Думаю, всем приднестровцам знакомо это место.
– Как ваши родные относятся к тому, что вы фотограф?
– Они поддерживают меня. Иногда выступают в качестве основных цензоров, иногда ездят со мной на фотоохоту. Супруга тоже человек творческий, помогает с реквизитом для постановочных фотографий. Меня радует, что дочь на прогулках пробует фотографировать что-то самостоятельно, советуется. К сожалению, как все начинающие фотографы, игнорирует азы. Но я был таким же, думаю, и это придет со временем.
– Вы много путешествуете. Замечаете интересное и у себя в родном городе. Это уже профессиональное, иметь глаз-объектив?
– Стараюсь развивать в себе взгляд туриста, чтобы и дома подмечать что-то интересное. Это важный навык, ведь мы настолько привыкли к тому, что нас окружает, что просто не замечаем, как красив наш родной край, какие загадки он в себе таит. А ведь элементарный поход в дендропарк может обернуться десятками загадочных фотографий. А Слободзея? Разве мы представляем себе, что там может быть что-то таинственное, когда произносим название этого населенного пункта? Но если хорошо поискать, то можно найти там интересные места. А взгляд фотографа, или, как вы сказали, глаз-объектив, в какой-то степени это уже профдеформация… Иногда я могу остановиться, сделать два шага назад, так как глазами поймал ракурс, который мне вдруг захотелось запечатлеть. Как было недавно: я заметил любопытный ракурс конструкции. Не назовешь это фото шедевром, конечно, но, если взгляд цепляет, значит фотография была сделана не зря.
Мила ИВАНОВА.
Фото Константина Цыкалюка.