1.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Он оказался незаменимым

В столичной детской художественной школе им А. Ф. Фойницкого открылась выставка, посвященная юбилею Леонида Пироженко. Видному деятелю культуры, выдающемуся театральному художнику-постановщику, первому председателю союза художников Приднестровья в январе 2023 года исполнилось бы 85 лет.


«Он у нас редкость, ибо мыслит», – сказал когда-то Пушкин о своем современнике, поэте Баратынском. Конечно, в этих словах было преувеличение, ведь мысль так или иначе присутствует в каждом стихотворении любого талантливого поэта. Александр Сергеевич имел в виду, что зачастую поэтическая мысль является «служанкой» стихии чувства. То же самое можно сказать о многих художниках, иногда очень даже талантливых, ярких, но больше чувствующих, чем мыслящих. Леонид Пироженко был иным: не только внутренний склад, но сама профессия сценографа заставляла его тщательно и строго обдумывать свои творения. Ведь он был соавтором спектаклей, не просто декоратором, а творцом среды, внутри которой на сцене происходит действие. Это означает ответственность, в своем роде равную режиссерской.

Потому и работы театральных художников бывает нелегко понять в отрыве от постановки, неотъемлемой частью которой они являются. К чести Леонида Пироженко нужно признать, что большинство представленных на выставке работ выдерживают такой «экзамен»: они дают зрителю возможность представить спектакль даже по незнакомой ему пьесе. Такова смысловая и выразительная сила, которой они заряжены. Работая в соавторстве с разными режиссерами над произведениями многих авторов различных эпох, от античности до современности, художник все-таки имел свой стиль, точнее сказать, свой принципиальный подход к решению поставленной задачи, каждый раз новой. Суть его: лаконичность, глубина, концентрированность, безупречный вкус и благородное чувство меры.

По словам одного из почетных гостей на открытии выставки, главы госслужбы по культуре и историческому наследию Марии Кырмыз, в свое время работавшей рядом с мастером, «Леонид Андреевич создавал сценическое пространство, в котором актерам работалось комфортно. Он был сценограф от Бога, каждая деталь у него служила общему замыслу, он всегда стремился к совершенству. Время подтвердило, что Леонид Пироженко был уникальным явлением. Смерть его стала невосполнимой утратой. Как именно театральному художнику, глубоко понимавшему специфику своего дела, ему, к сожалению, до сих пор не нашлось достойной замены. Приходится признать, вопреки известной советской фразе, что незаменимые люди все-таки есть».

За богатство и разнообразие выставки хочется отдельно поблагодарить Светлану Пироженко, супругу и соратницу художника, бережно сохранившую большую часть его творческого наследия, начиная с ранних работ, созданных в 60-е годы прошлого века. Во многом благодаря ей выставка получилась такой объемной и богатой. В большом «двухъярусном» зале представлены эскизы к спектаклям по произведениям классиков: Пушкина и Гоголя, Островского и Чехова, Гашека и Драйзера, к пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», к «Божественной комедии» Данте Алигьери. А также к авторам более близких нам времен: В. Губареву, Г. Бокареву, В. Распутину и другим. В числе особо впечатливших меня работ – эскизы декораций к спектаклю «Салемские ведьмы» по пьесе американского драматурга Артура Миллера «Суровое испытание», сценография к пьесе Владимира Губарева «Саркофаг», написанной в 1986 году «по горячим следам» Чернобыльской катастрофы. Восхищает продуманной выразительностью и стильностью алая «супрематическая» роза с черными шипами на абстрактном сине-белом фоне – эскиз декорации к спектаклю по пьесе французского драматурга XIX века Альфреда Мюссе «Любовью не шутят».

Безусловно, восприятие такого искусства требует от нас определенного культурного багажа. Леонид Пироженко всегда работал в расчете на умного зрителя. Чрезвычайно много требуя в профессии от себя, он, насколько возможно, подтягивал к своей высоте других.


Олег Соснин.

Фото Виктора Громова.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив