Никогда еще интервью, которые я когда-либо брал, не заканчивались пением. Причем очень хорошо поставленным голосом. Мой собеседник, которому вчера исполнилось 90 лет, неожиданно вспомнил известную песню, слова из которой вынесены в заголовок.
Началось знакомство с ним тоже неординарно. По телефону откликнулась дочь, пояснившая: «Папы нет. Он пошел на рынок за продуктами для пирогов». Позже, в личной беседе Анатолий Сергеевич Хвостик скажет: он старался и старается личным примером научить кулинарным изобретениям детей и внуков. У него, кроме дочери, четверо сыновей и двое внуков, которые, к слову, являются офицерами приднестровской армии. «У меня натура такая – быть впереди и вести за собой остальных. Еще со школы», – рассказал Анатолий Сергеевич, и заметил, что в свое время пристрастил сыновей к бегу. И не только их.
Он сплотил вокруг себя тираспольских, а потом и приднестровских любителей этого вида активного и здорового времяпрепровождения. «Когда отмечали 40 лет Великой Победы, мы, любители бега (около 40 человек), организовали пробежку. Стартовали в Тирасполе, затем – Кицканы, Копанка, Кременчуг. На берегу Днестра заночевали. В столицу прибыли утром и тут же приняли участие уже в городском забеге от драмтеатра до трибуны на площади, напротив Дворца культуры. На 75-летие Победы бежали от Каменки до Тирасполя с остановками в городах и селах, где захоронены воины Великой Отечественной войны. У нас было 23 остановки».
Когда в урочный час мы встретились с Анатолием Сергеевичем, он протянул руку и как бы шутливо представился: «Гвардии майор Хвостик». Глядя на военную выправку, на задор в молодых глазах, понимаешь – он и сейчас в строю. Коротко рассказать биографию этого человека не удастся, потому что его жизнь – пример не только для сыновей и внуков. Рассказать ее во всех подробностях не позволит газетный формат. Но все же попытаюсь…
Родом он из деревни Кус-Кущи Кобелякского района Полтавской области. С Тирасполем, можно сказать, сроднился в далеком 1955 году (сюда был направлен служить молодым офицером после окончания Львовского военного училища им. Н.А. Щорса). Не мог тогда Анатолий предполагать, что город, в честь взятия которого в 1944 году его воинская часть получила почетное наименование – 183-й Гвардейский мотострелковый Сегедский Краснознаменный полк, – станет для него следующим местом службы. В Сегед он попадет в 1956 году в разгар венгерских событий. «Офицеры дежурили сутками. Пистолет в руке, а в кармане – граната. К счастью, стрелять не пришлось», – рассказывает Анатолий Сергеевич.
Несмотря на то, что в Тирасполе прослужил всего год, успел обзавестись друзьями. Они потом рассказали: пришло известие, что их товарищ Анатолий Хвостик погиб в Венгрии. А он чудом выжил. Это не было столкновением с местными повстанцами. Несчастный случай. Автобус с советскими офицерами столкнулся на переезде с товарным поездом.
В Сегеде у него и родился первенец – Ирина. Свою единственную любовь он нашел в Тирасполе. «Когда я встретил будущую жену, она совсем еще девчонкой была. Училась в медучилище. Познакомились на танцах в Доме офицеров (располагался он тогда на улице 25 Октября. – Прим.). Договорились вместе отпраздновать 7 ноября. Но незадолго до этого был приказ собраться по тревоге, упаковать чемодан и прибыть в штаб дивизии. Там уже были все офицеры. Нас направили сначала в Болград, а потом в Венгрию…» – рассказал Анатолий Сергеевич.
Девушку он попытался разыскать сразу, как получил первый отпуск. Оказалось, она работает медсестрой в Олонештах – селе тогдашнего Суворовского, а ныне Штефан-Водского района. Нашел, сделал предложение и получил согласие. Свадьбу сыграли на родине героя нашего повествования – в Кус-Кущах.
Венгрия была не единственным неспокойным местом, где пришлось служить Анатолию Сергеевичу. Его вместе с семьей направили на границу с Китаем. Тогда, мягко говоря, отношения между СССР и КНР были недобрососедскими. Мой собеседник вспоминал, как по окнам роддома в Забайкальске, где находилась его жена, периодически били прожектора то с одной стороны, то с другой. Он находился, практически, на самой границе.
Со временем пришлось сменить военную форму на гражданскую одежду. Но и будучи в 1992 году начальником отдела кадров тираспольского управления треста «Молдэлектромонтаж», Анатолий Сергеевич принял активное участие в формировании народного ополчения. «Брали только добровольцев. Приходили люди разных национальностей. Когда были собраны две роты, ждали до утра, чтобы выступить, но команды не поступило. Дали указание вернуться на рабочие места. Мы тогда строили дома, а электромонтажников не хватало. Поэтому воевать нам не пришлось, но ополчение осталось как резерв Вооруженных сил», – рассказал юбиляр.
Начали мы небольшой очерк об этом замечательном человеке со строчки из песни. Да, Анатолий Сергеевич – один из руководителей ансамбля «Тирас», работающего при клубе «Ветеран». «Каждую песню ансамбля предваряю каким-нибудь четверостишием. Не обязательно своим. Хотя когда-то и сам стихи писал. Это было очень давно. Не могу я на концерте что-нибудь от себя не сказать, не обратиться к аудитории», – заметил мой собеседник.
«Тирас» часто выступает перед школьниками, студентами, военнослужащими. Вчера ансамбль дал грандиознейший концерт в честь Анатолия Сергеевича в родных стенах.
Александр НИКИТИН.
Фото Виктора Громова.