Домой Твои люди, Приднестровье Незабытые имена «Горжусь, что у меня такой отец!»

«Горжусь, что у меня такой отец!»

0

Редакции, кинотеатры, дворцы, библиотеки – это прежде всего люди, а не здания и стены. Именно люди пишут историю каждого места, наполняют его своей энергетикой, заводят традиции и правила, создают особенную атмосферу и даже влияют на то, насколько доброжелательно выстраивают отношения люди, служащие здесь. И так важно помнить тех, кто стоял у истоков чего-то очень большого, важного, значимого и теперь, спустя годы и даже десятилетия, для большинства из нас. Потому сегодня мы вспоминаем об одном из таких людей – первом директоре бендерского кинотеатра им. Горького Степане Трофимовиче Бондаренко. А поможет нам в этом восстановлении памяти и выстраивании рассказа о большом человеке его сын Геннадий Степанович со своей супругой Валентиной Авенировной. К ним мы и отправились в гости, чтобы вместе вспомнить…


Пока едем в редакционной машине из Тирасполя в Бендеры, окунаюсь в факты из истории появления кинотеатра им. Горького. Итак, строительство этого мощного сооружения, а сегодня уже памятника архитектуры, было начато в 1954 году. От заказчика выступил капитан запаса, участник Великой Отечественной войны, а впоследствии директор кинотеатра Степан Трофимович Бондаренко. Архитектурный проект здания разработал заслуженный архитектор МССР Валентин Меднек, автор послевоенного генерального плана застройки города Бендеры. Кинотеатр получился особенным, нестандартным. Со своим полуовальным фойе он не был похож ни на какие другие. Это и сегодня очень красивое здание с колоннами. Внутри большой вестибюль, тоже с колоннами. Двухзальный кинотеатр рассчитан был на 600 мест. А первые сеансы состоялись в ноябре 1956 года. Это был настоящий центр культурной жизни города. Здесь бывали известные заслуженные и народные артисты со всего Союза. Сюда приходили люди на свидания, назначали встречи друзья. В 1985 году была произведена первая реконструкция кинотеатра. В 2009 году – второй этап реконструкции, в ходе которой произвели капитальный ремонт, заменили все коммуникации, установили новое оборудование, увеличили подъем подиума и расстояние между креслами, за счет чего количество мест уменьшилось до 334. Пленочные киноаппараты заменили на цифровые.

Дома у семьи Бондаренко нас встретили очень гостеприимно. По всему чувствовалось: нас ждали. Подготовили вкусное угощение, чай-кофе, ну а главное (для корреспондентов это действительно важнее всего) – фактуру: фотографии из семейного архива, книги, документы, награды, медали и ордена, статьи. Мы стали беседовать. Пересматривать фотокарточки, задавать вопросы. Степан Трофимович родился в 1909 году, прошел всю Великую Отечественную. Окончание войны застал уже в Праге. «И только тогда, чувствуя приближение Победы, он с сослуживцами во время обстрелов городских ложился на асфальт, им очень хотелось живыми остаться, чтобы увидеть Победу, – со слезами на глазах вспоминает Геннадий Степанович. – А когда воевал, вообще о смерти не думал, шел вперед и все». В семье Степана Бондаренко росло двое сыновей. Уходил на войну отец одним человеком, молодым, веселым. А вернулся задумчивым, серьезным. С одного из фото на меня смотрит красивый мужчина, блондин. За широкие плечи его обнимает маленький сын Гена. Позже из разговора с этим самым Геной, теперь уже Геннадием Степановичем, и узнаю, что этот белокурый мужчина вовсе не белокурый, а абсолютно седой. Таким отец пришел с войны.

Когда торжественно открывали только что выстроенный кинотеатр им. Горького, в 1956 году, мальчику Гене было всего 7 лет. Мать его тоже работала здесь, в кинотеатре, была киномехаником. Геннадий Степанович вспоминает, что на открытии он почему-то не присутствовал. Но на одной старой фотографии, что разложены на его столе среди прочих, – коллектив кинотеатра им. Горького как раз в день открытия, почти полным составом на ступеньках новенького здания. Хозяин дома берет фотографию в руки и перечисляет: «Романюк, Гурьев… Фамилии многих уже не помню, конечно. Папа, кстати, не любил фотографироваться, обычно где-нибудь на фото становился сзади, с краю, так, что одна голова только видна была (смеется). Был скромным, не любил выпячиваться. Никогда не грубил, не конфликтовал с людьми, не помню, чтобы повышал когда-то голос. Он умел решать вопросы спокойно». Вдруг Геннадий Степанович замолкает и начинает заговорщически улыбаться, явно что-то интересное вспомнил. «Я в школе шустрым парнем был, мог нашкодить, – рассказывает он. – И тогда отец говорил: «Ну сейчас я возьму свой ремень!». И только по столу постучит ладонью, а даже пальцем меня не тронет».

Оттого, что отец был директором кинотеатра, маленький Гена мог прийти в кинобудку к матери и смотреть кино оттуда в любое время. Вспоминает, что и друзей проводил в кинотеатр на сеансы бесплатно. Какие фильмы ему запомнились? Конечно, «Чапаев», «Три тополя на Плющихе», где Татьяна Доронина играет, «Я вам пишу». Говорит, тогда вообще хорошее кино снимали. Еще Геннадий Степанович вспоминает, что у него в семейном архиве была фотография, да со временем затерялась, на которой Фаина Раневская, Николай Крючков и Николай Носов в Бендерах. «Кстати, до нашего кинотеатра в Бендерах функционировал летний, – рассказывает Геннадий Бондаренко. – Однажды туда приехала команда «Мосфильма», кино снимали. Отец хотел, чтобы я у них тоже снялся. Но я так и не стал артистом». А стал Геннадий Степанович фрезеровщиком-инструментальщиком. Начинал с простого рабочего на заводе и вырос в большого профессионала, получив самый высокий 6-й разряд. Сам многое изобретал, предлагал рационализаторские идеи и вводил новшества. Коллеги говорили, что у него золотые руки, а начальство поручало делать самую сложную, ювелирную работу. У Геннадия Бондаренко было даже свое клеймо качества, и детали, изготовленные им, не проверялись отделом технического контроля. Начинал трудовую деятельность на «Ремзаводе», потом был завод «Электроаппаратура», потом «Салют», который чуть позже стал «Прибором». А на пенсию ушел с Бендерского машиностроительного, проработав там 36 лет. Всего профессии он отдал 45 лет жизни.

Но вернемся в наш кинотеатр. Как рассказывает хозяин дома, одно время в Бендерах параллельно функционировали и кинотеатр им. Горького, и летний открытый. «В летнем позже показывали только детское кино и мультфильмы, а в кинотеатре им. Горького, который являлся первым во всей МССР широкоэкранным, – всякие слезоточивые индийские фильмы, – смеется наш рассказчик. – В те времена это было особенное место для культурных встреч и проведения свободного времени. Люди покупали билеты, заходили в фойе, где стояли кресла, где даже была небольшая сцена с роялем, и выступала певица. Неподалеку располагался и буфет, где можно было съесть мороженое, пирожное, выпить лимонада. Все культурно. А народу сколько всегда в кинотеатре было!». Люди старшего поколения отлично помнят, что в советские времена очереди за билетами в кассу кинотеатра им. Горького выходили порой прямо на улицу. Родители давали детям деньги на билеты, и те пытались пролезть в кассу без очереди. Иногда им это удавалось. Фойе манило не меньше самого зала, где показывали кино, потому что здесь можно было купить разные лакомства. Это было действительно знаменательное место!

Мы беседуем, а прямо за спиной супругов Бондаренко висит их свадебное фото: на нем молодожены такие красивые и такие влюбленные! И сейчас между ними очень теплые отношения, сразу чувствуешь: родные люди. В семье принято поддерживать друг друга, в трудные моменты подставлять плечо. Так сейчас, так было всегда. Например, когда Степан Трофимович остался вдовцом, Геннадий Степанович с супругой предложили ему жить вместе, чтобы во всем помогать пожилому человеку. Его невестка Валентина Авенировна рассказывает, что жить с ним было очень комфортно. По вечерам за чашкой чая на кухне бывший директор кинотеатра любил рассказывать о своем прошлом. О старшем брате Мартыне, об отце своем, который служил в сельской церкви. Правда, военные воспоминания случались не так часто, об этом говорить ему было непросто. Спрашиваю у Геннадия Степановича, каким его отец был еще, каким запомнился. Собеседник умолкает, задумывается, а потом, подняв большой палец вверх, со слезами на глазах говорит: «Вообще… вот такой мужик был! Папа для меня всегда был авторитетом во всем. Вы знаете, я, честно говоря, горжусь тем, что у меня такой отец! Если он чувствовал несправедливость в чем-то, то не мог смолчать».

Степана Трофимовича не стало на 89-м году жизни. А жизнь его была насыщенной, интересной, но и непростой. Словно в подтверждение этого на столе передо мной столько его медалей, орденов, наград! «Мы стараемся сохранить и передать своим детям и внукам память о нем, и они гордятся таким дедом!» – говорят супруги Бондаренко. В этом году они отметят 50-летие совместной жизни. И дома у них очень уютно, тепло. Душевно то есть. У них двое сыновей и четверо внуков. О внуках Геннадий Степанович говорит с особенным трепетом, с придыханием даже. «Две девочки старшие, и двое мальчиков младших, – рассказывает он. – Самому младшему 14 февраля исполнилось 5 лет. Внуку Богдану 12 лет, и вот его вдруг стала интересовать история, он давай деда спрашивать. А у меня всегда по истории «пять» было. Мы общаемся. Внуки приходят к нам в гости, и тогда в доме праздник. Пусть даже старшие сидят в телефонах, все равно хорошо, когда рядом».


Татьяна Астахова-Синхани.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version