Услышав слово «готы», думаешь в первую очередь о молодёжной субкультуре, поклонниках тяжёлого рока, либо о готике, готической архитектуре. Но все эти понятия в конечном счёте отсылают нас к названию германских племён – готам, обитавшим в III – начале V века здесь, на берегах Днестра.
Cогласно «Истории Приднестровья», в четвёртом веке на территории нашего края была создана полиэтническая «держава Германариха» (по другим версиям – Эрманариха, Хейдрека, «Степного Короля»). «Именно это предгосударственное образование нашло археологическое выражение в памятниках черняховской культуры».
Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что уже в первом тысячелетии в Приднестровье складывалась этнически неоднородная общность с отчётливо выраженным германским, позднескифским и сарматским влиянием, а также раннеславянскими чертами.
Сравнение «державы Эрманариха» с многонациональным Приднестровьем было бы несомненной публицистической натяжкой. И всё-таки факт остаётся фактом: уже тогда, свыше 1600 лет назад, регион служил своеобразным плавильным котлом, где формировалась новая идентичность, чьё развитие было прервано (скорректировано?) гуннским нашествием в 375 году.
В историографии родственные германские племена обычно разделяют на остготов и вестготов. Из статьи Ивана Войта «Приднестровское пограничье в древности: от киммерийцев до славянского заселения» узнаем, что готы и кельты стали селиться в наших краях ещё в III веке до н.э., вытесняя ираноязычных скифов. Чуть позднее в регион проникают бастарны, обогащая (а не уничтожая!) существовавшую этническую палитру. И наконец в III веке н.э. начинается активное заселение Приднестровья готами, пришедшими откуда-то из Скандинавии (северная прародина?).
На определённом этапе границей между вестготами и остготами служил Днестр. Последние проживали к востоку от реки и, как пишет исследователь, объединяли под своей властью разрозненные племена Северного Причерноморья. Оставленная ими черняховская культура могла бы стать «фундаментом для формирования новой полиэтничной народности в Европе», допускает Иван Войт.
Однако и будучи сокрушённой гуннами, держава Эрманариха оставила по себе следы. Вестготы, ища покровительства Римской империи, ушли за Дунай. Остготы же покорились гуннам.
На «степную» ориентацию племён, уцелевших по левую сторону Днестра, косвенным образом указывает и Лев Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь». Этнолог, в частности, пишет: «В IX в. Русской землёй именовалось Южное Поднепровье, где два этноса – россомоны и славяне – ещё в IV веке воевали с готами на стороне гуннов».
Большой свод данных по интересующему нас периоду представлен в книге Ирины Зиньковской «Готланд Эрманариха: остроготы в Восточной Европе…». Как сообщает автор монографии, объединение племён под властью готов стало одним из самых крупных потестарных (раннеклассовых) образований, «во многом предвосхитившим образование средневековых варварских государств Западной Европы». Исследователь локализует «regnum» (королевство) Эрманариха между Днестром и Северским Донцом, в пределах ареала черняховской культуры. Но, согласно изученным фактам, эти рамки могли быть и значительно шире.
Потомки готов «отступили под натиском гуннов в Центральную и Юго-Западную Европу, где неоднократно предпринимали попытки возрождения своей государственности уже на территории погибающей Римской империи».
Воинственные германцы стали основателями ряда известных династий. На преемство по отношению к готам претендовали шведские и польские короли. Потомками вестготов считала себя испанская знать.
Воспоминания об обширных владениях Эрманариха на юге Восточной Европы, разумеется, в крайне размытой форме, сохранились в германском эпосе, особенно в «Песне о гуннской битве», где находят древние топонимы, предположительно связанные с Северным Причерноморьем. В их числе: «Dun» (Дон), «Danpar» (Днепр), «Harvaðafjöll» (Карпатские горы). В «Песне о Хлёде», сыне Эрманариха, и вовсе повествуется, что Хлёд справлял тризну по отцу в Архейме. Этот топоним, по-видимому, представляет собой слегка искажённое готское слово «aurahjom», что означает – «могила», «курган». А курганы, как известно, – узнаваемая черта приднестровского пейзажа…
По всей видимости, пассионарные готы выступали в IV веке этническим стержнем, объединившим вокруг себя многочисленные разрозненные племена, в том числе и предков славян.
О грубой, но действенной силе этого народа свидетельствуют позднейшие интерпретации. Так, во времена Ренессанса готы считались носителями всего варварского, повинными в разрушении античной цивилизации. В то же время под «готским влиянием» понималось проявление жизненной силы, стойкости, величия. И мы увидим, что «мужской», «степной» архетип ещё не раз проявит себя в сознании европейцев. Известна, к примеру, «гуннская речь» германского императора Вильгельма II, произнесённая в период Первой мировой войны, где кайзер сравнивал немецких солдат с гуннами Аттилы, «который и сейчас предстаёт исполином в преданиях и сказках».
В Приднестровье о готском периоде напоминают памятники черняховской культуры. Всего известно около пятидесяти поселений (площадь одного из них, у села Кошницы, составляет не менее 20 га). В Дубоссарском районе открыты черняховские погребения. Массовые находки ключей от замков, а также серебряных монет, дорогой посуды и украшений свидетельствуют о значительном социальном расслоении тогдашнего общества. Среди населения активно распространялись греческий и латинский языки, о чём можно судить по сохранившимся надписям на керамике.
Иные жители «державы Эрманариха» принимали христианство. Молодой гот Ульфила не только сам стал христианином арианского толка, но и отправился проповедовать Слово Божие к соплеменникам. Переведённая им Библия явилась первым литературным памятником на древнегерманском (готском) языке. Даже в частично сохранённом виде она позволяет узнать сегодня очень многое об индоевропейском родстве племён: германцев, фракийцев, славян…
Михаил Фернет.
Фото: http://www.i.pinimg.com