Домой Культура Кроме шуток

Кроме шуток

0

Заметил, что я, пожалуй, один из немногих людей в нашем медиаполе, которому интересна эта тема. Нет, в Приднестровье большое количество бывших КВНщиков, причем весьма успешных, которые также ностальгируют по временам, когда самая веселая игра собирала полные залы. И дело тут даже не в пандемии – к КВНу просто потеряли интерес, в том числе и к большому, телевизионному. Или нет? Об этом со мной рассуждал сценарист, в прошлом редактор местной лиги и просто КВНщик со стажем, а ныне сотрудник «Радио 1» Александр Майка.


Если раньше КВН ассоциировался со студенческим задором, когда ты полон идей и готов их реализовать, то сейчас, есть впечатление, что эта игра стала чем-то сродни «Кривому зеркалу» и серьезно постарела…

– Проблеме с популярностью КВНа уже лет 15 – примерно тогда пошли разговоры, что «Клуб веселых и находчивых уже не тот». Шаблонные шутки в КВНе по Первому каналу мне, как и другим авторам, тогда быстро приелись. Самые интересные шутки и команды продолжали бытовать в региональных лигах. Если те поднимались до уровня Маслякова, высшей лиги, то их юмор менялся до неузнаваемости. Возьмите мальчика из песочницы, красного, запыхавшегося, с порванной штаниной, а затем оденьте его в галстук, костюм и выведите на кремлевскую елку. Это один и тот же мальчик, но тут он живой и настоящий, а в костюме – неестественный. То же самое и с юмором: он должен быть жизненным. Сейчас в плане юмора не так близки темы, которые обсуждают по телевизору. Человеку неинтересно шутить над тем, что происходит за океаном, ему интересно, что происходит на его улице.

– Пандемия затормозила большинство «живых» процессов, еще больше увеличив роль Интернета, но если на время забыть о ней, то вот пример. В 2019 году, до пандемии, в Бендерах организовали свою лигу КВН среди учебных заведений, причем играли на сцене взрослые, педагоги. Участвовало 17 команд. Это очень большая цифра, если вспомнить, что в студенческом Клубе веселых и находчивых в Тирасполе команд было все меньше и меньше…

– Приднестровский госуниверситет – это место в республике, где больше всего талантливой молодежи, как ни крути. Логично, что в этом месте появятся молодые люди, желающие играть в КВН, выступать на сцене, писать сценарии… ПГУ взял КВН под свои знамена, однако в один момент что-то пошло не так. Естественно, в университете в первую очередь учат, а уже во вторую – воспитывают. Если инициатива играть в КВН спускается «сверху», например, от деканов к студентам, то она обречена стать «отмазкой», когда мероприятие будет проведено ради отчетности, а не ради результата.

Современные студенты – не такие, как десять лет назад. Им было бы интересно пообщаться со сверстниками, поиграть в КВН, однако вместо этого преподаватели зачастую отрицательно относятся к КВНщикам – дескать, они не успевают в учебе. Когда на факультет приходит «обязаловка», что нужна команда, ничего хорошего из этого не выйдет. А потом наступила пандемия, и все это постепенно съехало на нет.

Особенность молодежи в том, что она всегда с недоверием относится к учителям, а больше доверяет собственному опыту. Это, наверное, даже правильно. Тебя не будут всю жизнь вести за ручку. Шаблонный КВН пришел к нам из телевизионной версии и потому перестал быть популярным среди молодежи – она любит творить свое. У нынешнего поколения своя информационная сфера, свой язык, им смешны другие вещи, нежели нам, и это двигает взрослых людей вперед в том числе.

– В вашей биографии был опыт руководства командами КВН техникумов. Казалось бы, куда там еще ходить на репетиции, когда ты только окончил школу и познаешь азы технической профессии? Но сколько я ни общался с этими ребятами, игра им только помогала в будущей жизни…

– Педагогический эффект от КВН огромнейший. Это игра амбициозных людей, и человек, придя на сцену, даже имея небольшие амбиции, начинает расти. Они не станут никчемными, они всегда в итоге чего-то добиваются: в бизнесе, искусстве, в профессиональной сфере. КВНщики всегда являлись интеллектуальной элитой: не все умеют шутить эзоповым языком. Также КВН дисциплинирует. Чтобы хорошо пошутить две секунды, ты должен отрепетировать номер несколько дней. Нужно заранее продумывать все детали выступления: костюмы, реквизит… КВН учит взрослому поведению, причем тебя не мама-папа это заставляют делать, а ты сам, среди ровесников, учишься ответственности.

Родители ребят из техникумов потом подходили и благодарили за работу. Я не понимал: «А что я делал, это же просто КВН?». Дело в том, что когда ребята задали мне сакральный для КВНщиков вопрос: «А что если у нас из-за репетиций проблемы с учебой?», я ответил: «Бросайте КВН. Вы сюда в первую очередь пришли учиться, и проблема не в КВН, а в том, что вы не хотите успевать». Многие начали бояться потерять КВН и взялись за учебу.

В КВН общаются выпускные курсы с первокурсниками. В рамках учебы это как «духи» и «дедушки», а в команде вы все делаете одно дело. Это тоже дает хороший педагогический, да и психологический эффект – стык поколений. Эта игра существует больше 60 лет и, полагаю, не зря.

– Мы опять же можем списать все на пандемию, однако нельзя делать это бесконечно. Меня всегда интересовало, почему у нас так плохо был развит КВН на школьном уровне. Это как минимум социализация и часть молодежной политики, а как максимум – отбор наиболее талантливых ребят для дальнейшей работы с ними. Остроумие нередко свидетельствует о том, что человек является носителем идеи. Вот таких школьников нужно поощрять и давать им определенную свободу: глядишь, и у нас появятся свои Ньютоны и Платоны, или хотя бы Илоны Маски и Квентины Тарантино.

– Школьный КВН был очень больным вопросом. Его проводили как своеобразную викторину: КВН по физике, КВН по русскому языку и литературе. Целая плеяда педагогов не знала и не видела смысла в проведении реального мероприятия. Но от темы школы интереснее перейти к школьникам вообще и спросить самих себя, нужен ли им КВН. Молодой парень, который может шутить, сейчас скорее уйдет в «ТикТок». Раньше люди играли в КВН на университетском уровне, чтобы слышать аплодисменты и, говоря проще, нравиться девушкам. Но в ДК или зал может поместиться 500, ну максимум 800 человек, а в Интернете количество зрителей не ограничено – можешь прославиться хоть на миллионную аудиторию. Сейчас аплодисменты обесценены: ты кое-как рассказал стишок на школьном мероприятии, и тебе похлопали из вежливости.

Раньше шутка лежала в основе сюжета комедии. Все находятся в ожидании ревизора, а он оказывается ненастоящим. Затем шутка стала насыщать текст. В КВНе юмор начал набирать темп и стал отдельным жанром: шутки шли одна за другой. В Интернете все стало еще быстрее: мемы, веселые картинки стали концентратом шутки. На них, как правило, изображают известных личностей или актуальные события. Сегодня ты можешь прослыть шутником и без таланта рассказчика красочных анекдотов: тебе достаточно нажать «Поделиться» и отправить смешную картинку своим друзьям. В первобытные времена вообще шуткой считалось, когда человек поскользнулся и упал. В «ТикТоке» сейчас примерно то же самое.

– Резюмируем: есть ли будущее у КВНа, или он явление прошлой эпохи, и нам стоит перестать ностальгировать и идти вперед, искать новые формы юмора?

– Возможно, меня и не сильно устраивает то, что происходит сейчас в плане юмора. Но мир идет по пути наименьшего сопротивления. Рано или поздно людям надоест кушать пирожки с вокзала, и они захотят нормальной пищи. Может быть, КВН и не будет Клубом веселых и находчивых в той форме, к которой мы привыкли, а поменяется вплоть до названия и смысла. Может быть, это и к лучшему. Придут более жизнеспособные формы юмора, но дух КВНа сохранится. Как мы видим, уже и телевизор не так востребован – медийной персоной становиться сейчас не так значимо. Мы сейчас переживаем то же чувство, которое переживали наши предки, когда появился телевизор и все боялись, что люди перестанут читать книжки, может быть, даже похлеще. Я думаю, это один из этапов развития человечества.


Андрей РАДЛОВСКИЙ.

Exit mobile version