Литературная страница

0

Зрелость формы, глубина

Диана Федорович – из числа тех, кого можно назвать вундеркиндом. Своими стихами она удивила Приднестровье уже в раннем возрасте. В юности муза искушает многих, но почти всех – ненадолго. С Дианой случилось иначе, серьезно. Зрелость формы, глубина содержания, свой авторский стиль – все это пришло к ней очень рано. Список побед этой девушки на различных литературных конкурсах, включая международные, можно перечислять долго. Причем они касаются не только стихов, но и прозы. Юная Диана сочиняет в жанре этнического фэнтези и философской сказки. При этом больше, чем увлекательность сюжета, ее волнуют глобальные проблемы жизни, бытия. Например, образ безводной пустыни, в которую жадные и невежественные люди превратили когда-то цветущий мир – это и метафора сегодняшнего дня, и один из постапокалиптических вариантов будущего. «Пустынный» рассказ «Сешафи, хранящая тайну» вошел в коллективный сборник «(Не)известные миры», вышедший в 2022 году в Москве тиражом 1500 экземпляров. В нем собраны 13 рассказов авторов в возрасте от 13 до 18 лет, победивших в конкурсе «Писательской школы «РОСМЭН». Отзывы к каждому из них оставили крупные современные литераторы. К сожалению, формат газеты позволил нам опубликовать лишь начало этого рассказа – притчи о жизни, смерти, любви, взрослении, выборе пути. А еще – небольшую подборку стихов нашей талантливой землячки, у которой, вполне возможно, большое авторское будущее.


Сешафи, хранящая тайну (отрывок)

В утро, когда вернулся Касим и охотники, Инсару снова снилась бесконечная вода.
Если остальные люди селения Вах-Нахим видели полные кувшины и просыпались, в безумстве глотая сухой воздух, Инсару всегда снилось одно и то же: зеркальная гладь, которая тянется до самой линии горизонта. Такую воду не вычерпаешь – ее много, она бесконечна, как пустыня, что поглотила весь мир, – и тогда Инсар боялся просыпаться, чувствуя запах влаги и прохладный, отчего-то соленый воздух.
А когда просыпался, на лице его долго блуждала улыбка. Сумасшедшая, бессознательная.

– Такого не бывает, – лениво отвечал Касим, когда Инсар рассказывал о сне. – Воды не может быть много. Она не может тянуться до края земли.

В такие моменты хотелось, чтобы Касим ошибался, но отвратительная правда лезла в глаза грязными уставшими лицами, треснутыми детскими губами, знойным белым солнцем и бескрайними просторами песка. И тогда становилось понятно – Касим прав, такого не бывает. Селение Вах-Нахим давно забыло, что такое вода.

– Слава богу удачной охоты! – крикнул кто-то, и сердце дернулось.

Пустынные охотники наконец вернулись… Нашли они влагу или нет?

Заветный сон исчез стремительно, под клекот соколов и разговоры людей. Солнце только-только оторвалось от земли, а дети, старики и женщины уже встречали мужчин. Вновь человек победил пустыню, добыл еду и, может быть, если очень повезло, нашел воду… В этот раз охотники исчезли на месяц, но боги пустыни, похоже, улыбнулись им.

Потому что наконец-то люди селения Вах-Нахим казались счастливыми.

– Не принесли, не принесли они воду, – ворчали старейшины, однако на их лицах безошибочно читалась радость.

Что-то было особенное в шепоте, блестящих глазах, взглядах; люди толпились у огромной ржавой клетки, где когда-то держали львов, и Инсар сорвался на бег, заметив издали знакомую высокую фигуру.

– Инсар! – позвал Касим, улыбаясь в колючую бороду. – Инсар, иди сюда!

Он отряхивал пыльные руки о джалабию, и его смуглое обветренное лицо впервые за столько лет казалось молодым. Касим так редко улыбался…

Инсар замер. В один гул, раскалывающий голову, смешались ястребиные крики, шепот женщин и детей, бормотание стариков, и он долго смотрел перед собой, боясь выдохнуть.

В этот раз охотники снова пришли без воды.

Вместо этого они поймали монстра.

Рыжая блеклая шерсть, мощное львиное тело, огромные сложенные крылья и человеческая голова… Кто же это? Зверь прятал лицо в сложенные лапы, светлые волосы раскинулись по земле, как сухие корни, и казалось, что монстр мертв. Но бока вздымались, хвост подрагивал, и иногда доносился тяжелый, гулкий хрип – так хрипят только старые звери. И бури, приходящие с запада с красными тучами песка. И умирающие люди, подстреленные на войне за воду.

– Кто это? – большего Инсар выдавить из себя не мог.

Лишь вопросы вертелись в голове: зачем они притащили этого монстра? Почему не убили? Отчего же охотники – суровые, покалеченные судьбой мужчины – смеются, как дети? Почему люди Вах-Нахима оставили свои заботы и радуются назло молчаливой пустыне?

Глаза Касима светились счастьем. Он хлопнул ладонью по ржавым прутьям, и те отозвались жалостливым скрипом.

– Это сфинкс, – ответил Касим, с гордостью выпрямляясь.

И этим коротким, загадочным словом он ответил на все вопросы.


ВИННАЯ ВИНА

Я вновь и снова виноват.
Мне нет прощенья.
Есть прощанье.
Вгрызаюсь в кислый виноград,
Как Ева – в яблоко познанья.
По венам медный сок течет,
Он, как слова. А я – как повесть.
И мед из виноградин пьет
Оса, похожая на совесть.
Запретный плод и чувств союз –
И ос кормить теперь уж нечем.
У меда нынче горький вкус.
Я пью вино с виной весь вечер.

АРИСТОКРАТИЯ

Английская позолота,
Роскошные потолки.
Играет на деньги кто-то,
Сверкая, стучат каблуки…
Трепещут беспечно скрипки
(Однако, не лучше птиц).
Как нынче глупы улыбки
Раздутых от жира лиц!
А я? За оградой сада
Таюсь – обездолен, тих.
И, вроде бы, так и надо.
Я, вроде бы, не из них…

ГОРОД НОЧЬЮ ДРУГОЙ

А ночью город совсем другой,
В потемках страстно меняет маски.
Мне говорили, в ночи – покой,
Но это сказки.

И в чьих-то окнах огни цветут,
Сейчас погаснут.
Потом зажгутся.
И ярче звонких, сервизных блюд
Луна сияет – стальное блюдце.

А город ночью совсем живой,
И он чужой до восхода солнца.
Я знаю, в полночь по мостовой
Шагает ветер, порой смеется.

Он звезды с неба смахнет рукой,
И дрогнет провод – струна тугая.
А ночью город совсем другой,
И я другая.

  • * *
    Ты выдумываешь молитвы
    И придумываешь мантры.
    «Кто вчера проиграет битву,
    Обязательно выиграет завтра».
    Но для всех эта речь пустая –
    Провожают тебя молча.
    Ты печалишься… Днем читая,
    Перечитываешь ночью.
    Что скрываешь? Обиды? Раны?
    Что за боль отражают сутры?
    Кто-то скажет, что ты странный.
    Ну а кто-то ответит – мудрый.
    Улыбаешься, точно зная:
    Все так сложно – и все так просто.
    «Кто шагать не боится по краю,
    Ближе всех к облакам и звездам»

Подготовил Олег Соснин.

Exit mobile version