Имя историка, этнолога Льва Гумилёва, создателя Пассионарной теории, хорошо известно как специалистам, так и любителям истории. «Хунну», «Древняя Русь и Великая степь», «Открытие Хазарии» и другие его произведения не просто обладают большим научным потенциалом, но и написаны живым, доступным языком. Это ставит Гумилёва в один ряд с мастерами исторической публицистики.
К слову, наш край связан с потомками Николая Гумилёва. В Тирасполе жил сын Ольги Высотской и Николая Гумилёва Орест Высотский. Генеалогией Гумилёвых многие годы занимается писатель, краевед Владимир Полушин, наш земляк, автор книги «Николай Гумилёв. Жизнь расстрелянного поэта» в серии «ЖЗЛ».
Мало кто знает, что связь Приднестровья с Гумилёвыми ещё более окрепла благодаря трудам историка Ивана Москвитина, автора внушительного двухтомника «Царь Грозы».
Уже по одному названию можно сказать, что Иван в полной мере воспринял историко-публицистическую манеру своего выдающегося предшественника. Однако не стоит обольщаться! Впереди читателя ждут графики и таблицы, энциклопедические сведения по всемирной истории, что и является детальной, глубинной разработкой Пассионарной теории, её Москвитинским «сингулярным» измерением.
Родился Иван Москвитин в Бендерах в 1977 году. В 1994 году поступил на юридический факультет Приднестровского госуниверситета, окончил 4 курса и в 1998-м перевёлся в Ижевск, в 1999-м окончил юридический факультет Удмуртского государственного университета, в 2005-м – с отличием исторический факультет СПбГУ (это было второе высшее образование), ныне проживает в Санкт-Петербурге.
Ровно пять лет назад историк издал своего «Царя Грозы», явившегося плодом многолетнего штудирования исторической литературы, источников, а в целом, предельно конкретным воплощением гумилёвских открытий.
Коротко говоря, книга посвящена этногенезу, развитию этносов, понимаемых как живые организмы с их периодами становления, подъёмом, акматической фазой (кульминацией) и спадом.
В создании Пассионарной теории во всю ширь проявился гений Гумилёва, его энциклопедический ум. Разработанная Львом Николаевичем общеисторическая концепция принадлежит к числу наиболее значительных, наряду с формационной, теорией локальных цивилизаций и теорией осевого времени. Иван Москвитин развивает её, обогащает, выводит на новый уровень (в новом приближении), предлагая гипотезу «малой пассионарности», сингулярных циклов.
Учёный пишет о вспышках активности этносов под воздействием пассионарных толчков, проявляющихся, в первую очередь, в фигурах выдающихся представителей, лидеров. Грандиозная доказательная база придаёт труду фундаментальное значение. Общий объём – порядка 1500 страниц!
Напомним, теория Гумилёва явилась сплавом естественных и гуманитарных дисциплин. Отсюда и название книги Москвитина «Царь Грозы», под которым в метафорическом, образном плане можно понимать феномен вождя, духовного или политического лидера, воспринявшего мощнейший импульс, разряд. Гроза как природное явление «часто приходится на начало сингулярного толчка». Подчиняя в более общем смысле эту стихию, народ, этнос и его предводители добиваются ошеломляющих успехов.
Фактологический материал охватывает период от древней вплоть до новейшей истории, а это и есть практически вся письменная история человечества. «Сама идея представить в таблицах практически всю мировую историю человечества, по-моему, оригинальна и интересна», – так отзывается о книге доктор исторических наук, специалист по истории античности Надежда Широкова.
Подобно Л.Н. Гумилёву, верующему человеку, Иван Москвитин не обошёл в своём труде и духовные вопросы. «Хотя в книге «Царь Грозы» и не делается акцент на том, что история всегда вершится по воле или попущению Божиему, – пишет в отзыве на трактат Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, – однако после внимательного знакомства с трудом любой непредвзятый читатель, не являющийся убеждёнными атеистом, неизбежно сделает именно такой вывод».
Работу можно найти и приобрести в Интернете. Она, несомненно, будет интересна как идейным сторонникам Гумилёва, так и представителям других научных школ, всем интересующимся вопросами мировой истории.
Бытует мнение, что Гумилёв не оставил после себя «исторической школы». Пример нашего земляка Ивана Москвитина служит ярким тому опровержением. Пожалуй, о таком ученике мечтал бы любой учитель.
Уроженец Бендер пошёл по стопам гения, проторившего «дорогу в неизведанное». Открывая в науке новые горизонты, он же пропагандирует вклад Льва Николаевича в науку: ведёт группу «Лев Гумилёв» на «Фейсбуке» и «Вселенная Льва Гумилёва» в сети «ВКонтакте», сотрудничает с музейно-выставочным центром «Дом Гумилёвых».
Перефразируя поэта Андрея Вознесенского, Господь послал Льву Николаевичу второго, «такого, как я и он».
Михаил Фернет.