Домой Культура Послания из прошлого

Послания из прошлого

0

Мы, приднестровцы, живем в удивительном месте. Веками, тысячелетиями край являлся контактной зоной, где сталкивались, взаимодействовали представители самых разных культур. Увидеть картину прошлого, понять, как жили предки, стремятся приднестровские археологи, научные сотрудники НИЛ «Археология» Приднестровского госуниверситета.


Не так давно лабораторию и музей, расположенные в главном корпусе ПГУ посетил глава государства Вадим Красносельский с семьей. Президент ознакомился с экспозицией, включающей тысячи предметов, выразив при этом сожаление, что далеко не все граждане Приднестровья знают свое историческое наследие. Немногие побывали в музее археологии, видели уникальные свидетельства былых времен. Президент выступил с инициативой организовать масштабную выставку, способную обобщить многолетний труд приднестровских специалистов.

Над экспозицией работают не только ученые, но и сотрудники министерства иностранных дел, представители столичной госадминистрации. Предположительно, в течение одного-двух месяцев она будет организована на площадке выставочного зала Екатерининского парка, развернувшись на площади свыше 200 м². Здесь будут собраны наиболее представительные экспонаты, охватывающие период от палеолита вплоть до средневековья, отображающие связи Северного Причерноморья с другими регионами. Посетителям, среди прочих, покажут изделия из драгметалла – будет представлена «золотая кладовая», оборудованная с соблюдением всех мер безопасности.

Текущий год внес весомый вклад в пополнение музейных фондов. Сотрудники НИЛ «Археология» поделились с журналистами информацией о наиболее интересных, знаковых находках. Среди них две антропоморфные скульптуры, загадочные шары из камня, костные останки со следами трепанации черепа (древнейшей хирургической операции), сосуд с солярной символикой и другие артефакты, послания из прошлого.

В полевом сезоне 2021 года в центре внимания археологов оказался курган №3 группы «Рыбхоз». По сути, это даже не отдельный памятник, а целый некрополь, действовавший на протяжении тысячелетий. Судите сами: наиболее ранние погребения относятся к началу бронзового века (последняя треть четвертого тысячелетия до нашей эры), а наиболее поздние – к Новому времени.

Как отмечает заведующий НИЛ «Археология», кандидат исторических наук Виталий Синика, курган сооружен носителями ямной культурно-исторической общности, с тех пор досыпался от семи до девяти раз. В последующие периоды здесь хоронили представителей катакомбной культурной общности, затем носителей культур позднего бронзового века, найдено также скифское погребение начала железного века, и уже в ХVIII столетии на курган «легло» мусульманское (ногайское) кладбище.

Всего в кургане исследовано 137 захоронений, из которых 83 – позднейшие, мусульманские, а остальные 54 – бронзового и железного веков. Курган, таким образом, является своеобразным мемориалом индоевропейского значения. Возведенный племенами ямной общности, считающимися предками индоевропейских народов, он использовался с той же целью всеми последующими поколениями степняков. Поскольку о наиболее раннем периоде жизни индоевропейцев нет никаких письменных свидетельств, раскопки этого кургана и ему подобных играют роль единственного источника информации.

Об одной из находок уже рассказывали приднестровские СМИ. Это две антропоморфные (человекоподобные) стелы бронзового века, предположительно изображения божественной четы. Стелами был перекрыт вход в погребение.

Вообще, захоронения «ямников» (как называют археологи на профессиональном сленге представителей ямной культурно-исторической общности) не могут, как правило, похвастаться богатым инвентарем. В этом плане они весьма аскетичны. В рассматриваемом погребении специалисты нашли, помимо костяков, лишь кусочки охры, которой натирали тело в ритуальных целях. Однако находка внушительных антропоморфов (вес каждого – в пределах тонны) с лихвой восполнила пробел.

Высота скульптур под два метра. Один из монолитов отличается более выраженной трапециевидной формой с квадратным головным выступом. Другой, меньший по размеру, – не такой грубый, с плавными очертаниями. Из чего ученые делают вывод, что речь, возможно, идет о мужчине и женщине, которых условно (чисто гипотетически) сравнивают с божествами индоиранского пантеона Ямой и Ямини, являющимися одновременно и владыками загробного царства (имена Яма и Ямини этимологически никак не связаны с «ямной общностью». – Прим. авт.).

Здесь же, в одном из слоев кургана, найдены остатки тризны – фрагменты сосудов и кости животных. Причем сосуды изготовлены не самими скотоводами, а, скорее всего, поздними трипольцами (местным земледельческим населением), либо доставлены с Балкан.

Находка скульптур и сопровождающих артефактов столь важна, что было решено перевезти монолиты в Тирасполь, установив недалеко от главного корпуса университета. С этой задачей благополучно справились – во многом благодаря технике, выделенной при поддержке Президента.

Уже в Тирасполе выяснилось: прошедший дождь смыл с архаичных монументов остатки земли, обнажив начертания – полукруг, которым, предположительно, обозначена голова либо гривна на шее мужчины, а также заткнутый за пояс жезл в виде пастушьего посоха с загнутым кверху концом, напоминающий скипетр фараонов; притом что сами скульптуры много старше египетских пирамид.

На второй, «женской», стеле имеется изображение, отдаленно напоминающее голову быка, быть может, знак плодородия. Образ быка в культуре имеет индоевропейские корни, является одним из древнейших символов. К нему восходит и миф о похищении Зевсом Европы. В египетской мифологии есть женский эквивалент – богиня-корова Бат, черты которой позднее унаследовала Хатор, божество неба, материнства и плодородия, нередко отождествляемая с Анат, Иштар или той же Венерой.

Курган №3 за время раскопок неоднократно удивлял исследователей. Так, было раскопано уникальное двухкамерное погребение (вход во вторую камеру вел из первой) – такое встречается крайне редко, известны всего несколько аналогичных сооружений. Наше, двухкамерное, относят к катакомбной культурно-исторической общности (около 4,5 тысячи лет назад).

Любопытно, что ростом «катакомбники» обычно были ниже «ямников», своих предшественников. Но рост похороненных в двойной гробнице – под два метра (скорее всего, не меньше двух!). Оба мужчины старше сорока, очень крепкого сложения – по всей видимости, знатные воины, вожди племени либо жрецы. На голове одного видны следы трепанации черепа. Как полагает старший научный сотрудник НИЛ «Археология» Сергей Разумов, причиной операции послужило полученное в бою ранение: извлекались фрагменты раздробленной кости, удалялась собравшаяся жидкость, прочищалась рана… Череп со следами трепанации – далеко не единичная находка. Во многих случаях видно, что после операции человек жил еще достаточно продолжительное время, в области полевой хирургии у древних, иначе говоря, был весьма богатый опыт.

В этом же погребении найдены необычные артефакты: кварцевый шар (он лежал рядом с локтевой костью погребенного), гадальная кость (астрагал), два небольших алтарика из кварцита и сосуд с солярными символами на стенках (не исключено, орнамент имел календарное значение).

Насчет шара из кварца могут быть разные версии. В памяти невольно всплывает образ магической сферы. Но археологи склоняются к мысли, что артефакт служил неким погребальным эквивалентом булавы, палицы, будучи символом власти, наподобие скипетра и державы российских самодержцев.

Итак, курган на протяжении пяти тысячелетий служил местом захоронения представителей самых разных культур. Высота земляной насыпи достигала пяти метров (на момент начала раскопок она не превышала 3,5 м).

Как мы уже говорили, здесь же, поверх кургана, разместилось в Новое время мусульманское кладбище, а значит рядом существовало и поселение (будем надеяться, по старым географическим картам удастся узнать его название). Датировать погост удалось благодаря найденной монете, определенной нумизматом Андреем Кривенко как мелкая серебряная монета Крымского ханства, акче, чеканившаяся при хане Арслане Гирее (годы правления: 1748-1758).

Стоит упомянуть: ещё при раскопках 1995 года археологами был исследован курган №1, могильник «Глиное». В нем нашли около пятидесяти старообрядческих погребений, которые тоже, согласно обнаруженным нательным крестам и, главное, нумизматическому материалу, датируются второй половиной ХVIII столетия. Напрашивается вывод, что мусульмане и христиане близ современного с. Глиного как-то умудрялись жить бок о бок в очень непростую, нестабильную эпоху.

Это в очередной раз свидетельствует о Приднестровье как о «контактной зоне» с возможностью мирного проживания на берегах Днестра представителей самых разных культур, традиций, вероисповеданий.


Николай Феч.

Фото: www.novostipmr.com

Exit mobile version