На картинках милые зайцы, медвежата, ежики, белочки, снеговики, дети, Деды Морозы – все улыбаются, наряжают елку, дарят подарки. Это иллюстрированные истории на поздравительных открытках. Смотришь на них и радуешься, и на душе становится тепло от забавных сюжетов.
Немногие назовут автора этого волшебного мира праздника и сказки. Ведь
Родился будущий художник в 1925 году в небольшой деревне Орловской области, в семье был третьим сыном. С детства увлекался рисованием. И отец подсказал Володе начать собирать собственную коллекцию открыток. В те годы получить по почте красивую картинку с небольшим письмом было большой радостью. И это счастье, связанное с почтальоном и вестью издалека, художник сумел сохранить в памяти и затем воплотить в собственных рисунках. Коллекция у маленького Вовы собралась солидная – около пяти тысяч разноцветных карточек (не каждый мальчишка мог такой похвастать).
Потом семья переехала на Украину в город Лисичанск. Жизнь сулила большие перспективы для уже подросших сыновей, но началась война. Старшие братья ушли на фронт, а Владимир, которому едва исполнилось 16 лет, попал в оккупацию, после чего был угнан в Германию. Жестокость, издевательства, скудная еда, страх расстрела – так заканчивалось детство будущего художника. После освобождения служил в Советской Армии. Демобилизовавшись, устроился на один из заводов Москвы. Учился в вечерней школе. Вместе с огромной армией детей, переживших страшные годы, Владимир Зарубин сумел догнать и получить то, что отняла у него война – часть жизни, старшие классы школы, студенческие годы.
Первую открытку Зарубина напечатали в знаковом 1962 году. На карточке – веселый мальчик-космонавт, просто копия Юрия Гагарина. Но в эпоху соцреализма каждый новый эскиз подвергался критике. Первые образцы ежиков и зайчиков ставили худсовет в тупик: что это – новое слово в советском искусстве или образчик капиталистического упадничества? От многих идей приходилось отказываться, но художник не изменял своему стилю. Вскоре миллионы людей стали выбирать на прилавках киосков «Союзпечать» не смелых пионеров, бодро шагающих под знаменами в светлое будущее, а мишек на санках, снеговиков, наряжающих елку, и зайчат с цветами, спешащих поздравить кого-то в сказочном лесу с Новым годом. Так открытки Владимира Зарубина стали неотъемлемой частью советского быта.
«Мне трудно работать по заказу. Все свое «изобретаю» сам. А рисовать тянет всегда.
Впоследствии Зарубин иллюстрировал и книги, но главной любовью оставались открытки. В 90-х почтовые карточки теряли актуальность. Однако работать художник не переставал до последних дней. Из-под его кисти выходили такие милые и знакомые зверушки, которые вдруг перестали быть нужными.
За 30 лет работы вышло более 1,5 млрд открыток и конвертов с рисунками талантливого художника. В филокартии существует даже самостоятельное направление – коллекционирование открыток Владимира Зарубина.
Мало кто знает, что Зарубин окончил еще курсы мультипликаторов и много лет трудился на студии «Союзмультфильм». Он создал образы героев более чем к 100 мультфильмам: «Маугли», «Ну, погоди!», «По следам бременских музыкантов», «Раз – горох, два – горох», «Приключение Васи Куролесова», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пес» и другим.
Своим творчеством Владимир Иванович Зарубин открыл нам прекрасный сказочный мир, добрые и милые зверята дарят радость и улыбки и самым маленьким, и уже взрослым людям. И если поискать, то у каждого дома наверняка найдутся открытки с иллюстрациями мастера, добрые и светлые.
Надежда Пирогова.