Слухами о том, что под Бендерами, Тирасполем и другими городами расположены старинные подземные сооружения, как говорят в народе, «ходы», приднестровская земля полнится. Иногда слухи оказываются историческими фактами, и тогда у тех, кто нашел, появляются варианты: 1) умолчать, скрыть (по принципу: как бы чего не вышло); 2) использовать под хозяйственные нужды; 3) сделать частью туристической инфраструктуры.
К последнему из перечисленных способов прибегли в Бендерах. На днях здесь торжественно открыли старинный подвал. Впрочем, «торжественно» – не то слово. Мероприятие, на наш взгляд, проходило в неформальной, творческой обстановке. Публике была представлена развернутая программа с участием Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова.
Да-да! Несмотря на то, что персонажи эти не являются историческими, героев художественного произведения решили объединить с нашей, бендерской достопримечательностью (подвалом) на том основании, что фамилия Остапа-Сулеймана-Берта-Мария Бендер-бея отчетливо созвучна со вторым по величине приднестровским городом.
И вот уже два афериста, старый и молодой, отчаянно пытаются проникнуть в погреб, веселят и подзадоривают публику… А помогают им в этом исполнители народных танцев, причем трудно понять, то ли это артисты «Виорики», переодетые в еврейских юношу и девушку, исполняли «Хаву нагилу», то ли, наоборот, евреи решили станцевать хору.
Все культуры, все народы смешались в Бендерах, на берегах Днестра – и не мудрено! Южный колорит! Лето! Солнце! А теперь вот еще и «Винный подвал Бендер-
коопсоюза».
Сооружение, расположенное у всех на виду, на городской площади, обрамляют шуточные надписи в духе советских плакатов: «Сбор с целью капитального ремонта подвала, чтобы не сильно подваливался», «Провал, как в Пятигорске, только у нас в Бендерах»…
Что символично: в ходе означенного мероприятия у стен исторического погреба Остап Ибрагимович вместе с главой города Романом Иванченко открыли плоскостную скульптуру Великого Комбинатора. Реальность, таким образом, перемешивается с вымыслом, история с литературой. И это здорово, когда дело касается туризма, да и просто хорошего настроения. Главное – отделять историческую науку от форм организации досуга (из агитационных материалов, расположенных близ погреба: «Трехгорное пиво. Выгони вон ханжу и самогон»).
На открытии было многолюдно. На нижний ярус, в прохладу, в тень, пускали партиями по 12-15 человек. Мы с коллегой из «Гомiна» с трудом пробились с третьей группой посетителей (в «оцеплении» стоял сам директор историко-краеведческого музея). За отдельную плату предоставлялась возможность продегустировать продукцию тираспольского винно-коньячного завода, что, кажется, слегка разочаровало тех, кто рвался вне очереди.
Зато пофотографироваться народу удалось вволю! Бутафорские грозди в корзинах соседствовали с историческими экспонатами: весами, бутылками, винными прессами… Всего за раз не упомнишь.
Словом, окажусь в Бендерах с детьми, обязательно загляну. Насчет того, останется ли вход свободным, информация поступает противоречивая. Но, в любом случае, плата, если и будет взиматься, то символическая, «на ремонт провала», который, как это следует из некоторых публикаций, в действительности гораздо больше – он простирается под площадью и уводит далеко, в область слухов, мифов и легенд…
Михаил Фернет (Задунайский).
Фото: www.bendery-ga.org.