Герб – это отличительный знак любого города, страны, отдельного региона. Это графический лаконичный рассказ об их истории, географии и природе. Гербам свойственно меняться в зависимости от политического строя, новых геральдических веяний, новых событий в жизни «гербовладельцев». В этой публикации мы постараемся проследить, как менялись гербы приднестровских городов. Начнём со столицы.
Первый герб Тирасполь получил 7 ноября 1847 года (рис. 1). Сегодня он используется наряду с городским символом советской эпохи. В книге известного российского геральдиста Петра фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи», охватывающей период до 1900 года, кроме его изображения есть и официальное изображение, взятое из Полного собрания законов Российской Империи. «В верхней части щита, в золотом поле герб Херсонской губернии, а в нижней, пространной, по чёрному полю, диагонально проходящая от правого верхнего угла крепостная стена красного цвета, и по обе стороны ея, по одному в каждой, золотому желудю», – сказано в труде учёного. Красная крепостная стена напоминает о том, что город рождался как крепость. Золотые (жёлтые) жёлуди символизировали дубравы, соседствующие с городом.
Тираспольский герб мог измениться ещё в царские времена. 18 февраля 1862 года ещё один российский геральдист и вексиллолог Борис Кёне предложил свой проект нового герба (рис. 2). Кёне был сторонником классической геральдики, где не принято накладывать металл на металл, а финифть на финифть. Поясним, что гербовыми металлами являются золото и серебро, то есть белый (серый) и жёлтый цвета. Финифть – лазоревый, червлёный, зелёный, пурпурный и чёрный цвета. К тому же Борис Кёне не очень жаловал чернь в качестве основного поля щита. Поэтому была оставлена червлёная крепостная стена. Поле стало серебряным (белым), а жёлуди – зелёными. Реформатор русской геральдики ввёл и ещё три новшества. По его мнению, губернский герб не должен был главенствовать над собственно городским. Поэтому ему отводилась так называемая вольная часть – левый верхний угол. Плюс Кёне решил подчеркнуть статус города с помощью разного вида корон. Тирасполь являлся уездным центром, поэтому в новом проекте герба получил соответствующую трезубую серебряную башенную корону. А для того, чтобы выразить основное занятие населения того или иного населённого пункта, им же были внесены в российскую геральдику обрамления в виде скипетров (если речь шла о столичных городах – Санкт-Петербурге и Москве), молоты для крупных промышленных центров, якоря для портовых городов, кирки для горнорудных мест, колосья для земледельческих центров, виноградная лоза для винодельческих. Это убранство переплеталось лентами российских орденов. Для Тирасполя Кёне, как и для абсолютного большинства российских городов, избрал красную «Александровскую» ленту, которая переплетала два пшеничных колоса. Но этот проект герба Тирасполя не был утверждён свыше.
Третий герб у Тирасполя появился 29 марта 1978 года. В протоколе №6 от того же числа исполкома городского Совета народных депутатов было дано его описание: «В верхней части щита, на фоне крепостной стены, в золотом поле дата основания города «1792». В нижней части щита диагонально из левого (от зрителя) верхнего угла проходят волны Днестра голубого цвета. В правой (от зрителя) части щита на красном фоне золотое изображение шестерни. В левой (от зрителя) части на зелёном фоне золотое изображение грозди винограда. Цвета поля герба являются составляющими цветами Государственного флага Молдавской ССР». До этого времени в советскую эпоху на сувенирных значках в качестве эмблемы Тирасполя использовалось в нескольких вариациях изображение стелы на въезде в город со стороны Бендер в виде взлетающего аиста. Плюс волны Днестра. Как мы уже говорили выше, этот герб используется с дореволюционным в качестве городской символики и по сей день. Тем более что цвета флага МССР сегодня есть и на государственном стяге ПМР.
Несколько гербов было у Бендер. Первый был утверждён 2 апреля 1826 года (рис. 3). «Щит разделён на два поля; в верхнем, золотом, двуглавый орёл, украшенный золотою короною, держащий в обеих лапах молнии, коих пламя обращено вниз, со щитом на груди, на коем в красном поле изображён Св. Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копием змия; в нижнем, чёрном поле, изображён лежащий лев, в память затруднительнаго положения в сём уезде шведскаго короля Карла XII после Полтавской битвы», – гласит описание герба. Кстати, «лёва» лежит, что не подобает царственным зверям в геральдике. К тому же имеет человеческий лик, а именно шведского короля, что также нарушает все гербоведческие каноны. Поэтому уже знакомый читателям Борис Кёне взялся и за бендерский герб. Опять же символ Бессарабской губернии он отправил в вольную часть, прикрепил к щиту пшеничные колосья с Александровской лентой. А главное, переиначил и сам герб (рис. 4). Поле стало голубым. Лев окрас не поменял, но поднялся на две лапы. По нему, правда, прошла серебряная перевязь в виде крепостной стены, на которой красовались три чёрных полумесяца. Лазоревое поле с золотым львом символизировали присутствие в Бендерах шведского короля (голубой и жёлтый – цвета флага Швеции), крепостная стена – сильнейшую турецкую крепость на Днестре, а полумесяцы – трижды взятую русскими войсками эту османскую твердыню. Но проект нового герба Бендер не получил высочайшего утверждения.
Сергей СТЕЛЕМАХ.