Конечно, об этом месте мы с коллегой Дарьей Долженко слышали не раз, будучи завсегдатаями художественных выставок. Но как все устроено внутри их учебного пространства, смогли увидеть, заглянув за кулисы с помощью Инстаграма Бендерского высшего художественного колледжа им. В.И. Постойкина – bvhkpost.
Здесь и работа студентов в мастерских, и вечерние общие чаепития, и десятки фотографий любимого всеми обитателями этого места рыжего кота. Потому совершенно невозможно было не напроситься в гости, где столько правильной творческой свободы, где рождается большое искусство. Нашим провожатым любезно согласился стать сам ректор колледжа Сергей Горбаченко. Приятно удивило то, что он не переадресовал нас никому, а, набросив куртку, предложил отправиться в путь по разным корпусам заведения. Мы вошли в актовый зал. «Все начиналось здесь, – сказал Сергей Викторович. – В 1993 году мы, первые студенты, учились в Бендерской детской художественной школе по улице Котовского. А в 1994-м Виктор Иванович Постойкин смог договориться на шелковом комбинате, где сам когда-то работал, чтобы нам отдали эти помещения, которые тогда уже стояли пустые. Когда мы пришли, здесь было заброшенное производство. Разобранные станки и настолько замасленный паркет, что был скользким, как лед. Летом скребли его стеклышками, но еще несколько лет все равно на нем падали. Начиналось все с этого помещения. Оно единственное тогда было пригодно для работы. А в других – разруха полная. Там, где сейчас мой кабинет, был кабинет Виктора Ивановича. Но тогда там стояло вытяжное оборудование, а Виктор Иванович ютился где-то в уголочке. Помню, мама зашла как-то к нему в кабинет, а он сидит, пьет чай и курит. Мама спросила, ел ли он что-то сегодня. Признался, что второй день уже не ел ничего. Это были сложные 90-е, он все деньги вкладывал в колледж. И мама побежала домой, отварила картошки, принесла квашеной капусты. Виктор Иванович действительно был большим подвижником, преданным делу».
Делюсь ощущением, что у Виктора Ивановича славные продолжатели его дела, такие же увлеченные. Что союз преподавателей-художников отличается от иных творческих союзов, это не террариум единомышленников. «Террариума точно нет, — улыбается Сергей Горбаченко. – Есть команда, есть дружеское, братское плечо. И преподаватели передают это ребятам». Наш гид открывает дверь в кабинет истории искусства и знакомит с Ниной Николаевной Аксенгор, преподавателем, заведующей кафедрой изобразительного искусства и реставрации. Спрашиваю, как удается заразить ребят любовью к искусству. «Если вы приблизитесь к карте, то увидите: там отмечены места, где бывают наши преподаватели. Я не могу лишь показывать ученикам иллюстрации, я должна видеть картины живьем, тогда смогу рассказывать захватывающе. Стараюсь заразить ребят желанием смотреть картины в музеях. На третьем курсе выезжаем с ними на музейную практику. Бывали в Москве, в Питере, в Киеве, во Львове. Когда ребята попадают на такие выставки, то говорят: «Почему мы не видели всего этого раньше?».
Шагаем дальше и по пути беседуем. Узнаю, что в колледж поступают ребята после 9-го или 11-го классов. На сегодняшний день здесь обучается 17 групп, из них в 3 получают высшее профессиональное образование, а в 14 – среднее. Попадаем в реставрационные мастерские. Атмосфера, интерьер, люди – здесь все особое. Знакомимся с реставратором Натальей Муравьевой. Сейчас она работает над иконой, это частный заказ. Еще в реставрационной мастерской трудится Максим Караманов. А преподаватель реставрации Татьяна Александровна Орлова – главная в этой лаборатории, где произведения искусства обретают новую жизнь. Ее в республике знают многие, обращаются за помощью. Трепет перед работами, которые нужно отреставрировать, признается специалист, есть всегда, потому что это произведения искусства или древности. Прошу рассказать Татьяну Александровну о нынешних учениках. «Слишком они грамотные стали благодаря Интернету, – смеется педагог.
– Раньше, лет 15 назад, студенты более трепетно относились к работе. Но все равно к концу обучения практически все ди-пломные работы выполняют на отлично. В нашей профессии все этапы нужно выполнять тщательно, так как один процесс вытекает из другого».
Сопровождаемые Сергеем Викторовичем, переходим из коридора в коридор, встречаем по пути кошку за кошкой и не можем сдержать радостных эмоций. «Они, как в Эрмитаже, тоже служащие! – объясняет наш экскурсовод. – У нас их три. А у одного кота, рыжего, даже свой Инстаграм есть. Вот мы пришли на кафедру декоративно-прикладного искусства». Преподаватель кафедры Людмила Грекул обучает студентов, среди которых есть и люди постарше, 40-50 лет. В свое время они не могли получить художественное образование, а сегодня имеют такую возможность. «У нас большая семья, – делится Людмила Петровна. – Здесь учатся валянию войлока (по мокрому и по сухому), ручному ткачеству (гобелен) и батику (роспись по ткани). Студенты кафедры участвуют в различных мастер-классах, международных проектах, выставках. Они востребованы уже сегодня, и им это нравится».
В колледже три корпуса. Двор второго живет активной жизнью: здесь устраиваются праздники, «фотосушки», масса разных творческих мероприятий. Спрашиваю, кем же эта масса инициирована. Сергей Викторович улыбается: «Студенты думают, что ими». Попадаем в корпус, где расположены живописные мастерские. Запах здесь особенный. Как в магазине с новой обувью или линолеумом. В этих мастерских работают со специальными разбавителями для художественных красок. В фойе корпуса дежурит вахтер Раиса Павловна. Спрашиваю о рыжем коте, который, знаю по фотоистории в Инстаграм, у Раисы Павловны частый посетитель. «Его все кормят, его все ласкают, он такой хитрый, – улыбается женщина. – Его так и зовут – Рыжик. У нас еще собачка есть. Она старенькая, глухая, слепая, и дети ее очень жалеют. Да и к тому же она – помощник ночного директора. Собака-охраняка, вход сторожит». Не прощаемся с милой женщиной и оказываемся в методическом фонде. Здесь собраны лучшие за 30 лет существования колледжа экспонаты. Если студенческая работа попала в фонд, значит, она очень хорошая.
Сергей Викторович показывает нам такие работы, выполненные в самых разных техниках. Среди них – мозаика. Замечаю, что хорошо бы полуразрушенную на остановках и зданиях мозаику восстанавливать, а не «замазывать» известью. Ректор БВХК соглашается, говорит, что мастера, способные выполнить такую работу, в республике есть. Что нужна государственная программа на восстановление исторических и культурных объектов. И показывает нам классическую известковую фреску, выполненную по технологии эпохи Возрождения. «Вы, наверное, видели и сграффито у нас в колледже? – спрашивает Сергей Горбаченко. – Сграффито – технология долговечная, живет 50 лет и больше». Действительно, на фасаде третьего корпуса два сграффито. На первом узнаю портрет Постойкина. Предполагаю, что работа сделана по его фото. Оказывается, нет. Его выполнила Анастасия Швец, которая училась у Виктора Ивановича. Прежде чем появилась эта работа, художница сделала множество набросков. На противоположной стене – сграффито, к которому было сделано несколько сотен эскизов».
Входим в мастерскую, где студенты 3-го курса института еще 5 минут назад рисовали с натуры – фигуру в ракурсе. Спрашиваю у девушек, о чем они мечтают. Лилия Орлова отвечает бойко: «Своя мастерская, признание на мировом уровне. Если мечтать, то ни в чем себе не отказывать». «А на мировом – это чтобы все восемь миллиардов поставили лайк в Инстаграм?» – говорит Сергей Викторович, и мастерская тут же наполняется дружным хохотом. Юные художницы рассказали, что в этом году в колледже появилась студентка-первокурсница Лиза Соколова, ставшая «матерью» того самого рыжего кота. «Она его усыновила?» – спрашиваю я. «Уинстаграмила», – шутит ректор. Оказывается, Лиза и ведет Инстаграм Рыжика.
Наша экскурсия по колледжу подходит к концу, но мы еще заглядываем в скульптурную мастерскую, где главный – Павел Петрович Жуков, преподаватель скульптуры. Про скульптуру он знает все и даже больше. Дисциплину эту проходят все студенты, но будущие скульпторы – с полным погружением. Сегодня здесь обучается пятеро. Спрашиваю у Павла Петровича, в чем кайф от его работы. «В азарте, – отвечает педагог. – Делать скульптуру с ноля сложно. И страшно. Хотя, конечно, интересно. Реставрировать значительно легче. Вот голова мальчика с дубоссарского памятника, оригинал, 1947-й год. Та самая, которая разбилась. Приехала она в мешке. Можно сказать, камни в мешке. Недели полторы мы работали, склеивали. Теперь это образец для студентов. Нам повезло, что это типовая скульптура, и в соседнем селе оказался повтор, вот и мы скопировали недостающую часть».
Напоследок Сергей Горбаченко показывает эскиз для восстановления сграффито «Данко», размещенный в его кабинете. Когда-то большое оригинальное произведение красовалось на фасаде нашего театра им. Н.С. Аронецкой, а потом было утеряно. Художники и преподаватели колледжа Ольга Горбаченко и Сергей Панов восстанавливали эскиз утерянного сграффито три месяца. Было много работы по фотоматериалам, много замеров, и получилась уменьшенная копия без искажения, в масштабе 1:10. Ее можно увеличить в 10 раз, и сразу – в театр. Это в проекте.
Мы ехали после часовой насыщенной экскурсии назад в редакцию. Уставшие, но очень довольные. Рыжего кота, правда, в тот день мы так и не встретили. Поэтому пообещали вернуться. И не только из-за кота, хотя из-за него в немалой степени. Но также из-за той атмосферы, которая царит здесь, – творческой, уютной и по-настоящему семейной.
Татьяна Астахова-Синхани.
Фото и видео Дарьи Долженко.